Введение

Актуальность исследования. Развитая и красивая речь – залог успешной социализации ребенка в обществе. Современное общество и новые стандарты образования предъявляют рад требований к речи детей. Во всех программах дошкольного возраста, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО), одним из целевых ориентиров является хорошее владение устной речью, у ребенка должны складываться предпосылки грамотности.  

К сожалению, дети с речевыми нарушениями, в частности с дизартрией, испытывают трудности в овладении грамотной устной речи (в частности лексико-грамматического строя речи). Необходимо искать такие пути работы, которые бы помогали ребенку успешно и безболезненно исправлять недостатки речи. 

В логопедической практике используются как традиционные, так и нетрадиционные методы работы. В настоящее время все большую актуальность приобретает такой нетрадиционный метод как сказкотерапия. 

Использование сказки помогает комплексно воздействовать не только на психическое состояние ребенка, но и на его речь. Благодаря сказкам занятие становиться более эффективным, поскольку в дошкольном возрасте детям интересны сказки, материал становится более доступным к пониманию, дети усваивают материал непринужденно, без давления. Не стоит забывать и о том, что, используя сказку, мы обогащаем словарный запас ребенка, дают образцы грамматически правильных форм предложений. 

Нами поставлена цель – определить состояние лексико-грамматического строя речи и влияние сказкотерапии на формирование речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.         

Гипотеза исследования: развитие лексико-грамматического строя речи будет более эффективным, если в логопедической  работе  использовать                                                                                   

сказкотерапию (логосказки). 

Объект исследования – процесс формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников с дизартрией. 

Предмет исследования – использование сказкотерапии как средства формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников с дизартрией.  

Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи исследования: 

  • проанализировать теоретическую и методическую литературу по исследуемой проблеме; 
  • раскрыть понятие сказкотерапия и определить ее влияние на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников с дизартрией; 
  • выявить особенности лексико-грамматического строя речи детей с дизартрией; 
  • разработать и апробировать комплекс занятий с использованием сказкотерапии по формированию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста с дизартрией; 
  • проследить динамику развития лексико-грамматического строя речи в процессе исследования. 

В ходе работы использовались следующие методы исследования: 

  • теоретический анализ теоретической и методической литературы; 
  • анализ логопедической документации (в частности речевые карты), заключений психолого-медико-педагогической комиссии; 
  • наблюдение; 
  • эксперимент (диагностика по методике, разработанной на основе «Технологии обследования речи» Н.М. Трубниковой.); 
  • математическая обработка данных. 

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Комментариев нет.

Последние статьи

Популярные