1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией

У детей с речевыми нарушениями имеются психологические особенности, отмечается своеобразие в формировании личности. Любое нарушение речи оставляет свой негативный отпечаток на психолого-педагогическом развитии ребенка, дизартрия не исключение. Данные изменения могут проявляться в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах ребенка. Как отмечает Р.Л. Лалаева: «Бесспорным является факт, что нарушения речи в определенной мере влияют на формирование других сторон психики, а в некоторых случаях  и именно ими и вызывается». 

Как отмечают многие исследователи: дизартрия – одно из часто встречающихся нарушений речи. Дизартрия (речедвигательное расстройство) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательных механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи. 

Дизартрия, как сложный речевой дефект интенсивно изучается и освещается отечественными и зарубежными учеными, разрабатываются различные способы, приемы диагностики и коррекции, данная тема остается актуальной в отечественной и зарубежной логопедии. 

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией представлена в работах Р.А. Беловой-Давид, Г.В. Гуровец и С.И. Маевской, Л.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой, Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботович и др. Показатели раннего психомоторного развития располагаются от крайних границ нормы до выраженной задержки. Наблюдаются расстройства в двигательной сфере: в артикуляционной и мимической мускулатуре, общей и мелкой моторике.  

Дошкольники с дизартрией отличаются высоким уровнем тревожности, которая наиболее выражена у детей с меланхолической и холерической структурой личности. Наименее выражена тревожность при сочетании с сангвиническим и флегматическим темпераментом. Отражая тенденцию к аномальной психотипологической изменчивости, у детей с дизартрией отмечается усиление тревожности в условиях фрустрации. Выявляется стереотипность в игре, примитивность узоров и сюжетов в рисунках, неуклюжесть на музыкальных, физкультурных занятиях, неумение объяснить причины неудач. 

У детей с дизартрией (не имеющих церебрального паралича) «отмечается быстрая истощаемость нервных процессов в психическом статусе, пониженный уровень устойчивости и переключаемости внимания, значительные отклонения в речеслуховой и зрительной памяти, трудности логически смыслового запоминания текста, отдельных слов, что обусловлено не только расстройствами активного внимания, но и нарушением фонематического слуха, который является следствием расстройства артикуляции. 

Среди особенностей эмоционально-волевой сферы дети с дизартрией можно выделить их легкую возбудимость, неустойчивость настроения, что часто приводит к трудностям поведения. У отдельных детей могут быть аффективные вспышки». 

В.С. Коноваленко отмечает у детей с дизартрией «несформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых … ведет к недостаточному развитию коммуникативных способностей и ограничению возможностей. 

Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость и недифференцированность артикуляционной и мелкой моторики, характерные для детей с дизартрией, снижают общую вариативность коммуникативного поведения, коммуникативной мобильности, приводя к деэмоциализации общения в  целом. В то же время недостаточная привлекательность коммуникативного процесса снижает заинтересованность в нем и, как следствие, деформирует структуру поведения в общении 

Наблюдения за детьми с дизартрией в процессе общения показывают, что ограниченные возможности речевой коммуникации сопровождаются снижением мотивационно-потребностной сферы общения, трудностями реализации речевых средств, невыразительностью мимики лица и движений рук, что объясняется структурой дефекта при дизартрии. 

Психолого-педагогическое обследование таких детей выявляет нарушение у них познавательной деятельности, а так-же недостаточность отдельных видов гнозиса и праксиса. Часто у детей-дизартриков      наблюдается низкая самооценка, сложности во взаимоотношениях с окружающими, при этом интеллект у детей может быть сохранен. 

Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса. 

 Таким образом, из этого можно сделать вывод, что у детей с дизартрией наблюдаются нарушения таких психических процессов как, память, внимание, иногда затрагивается мышление. Наблюдаются затруднения в социализации, также имеется скудный арсенал эмоций, а также на фоне всего может возникать речевой негативизм.

Комментариев нет.

Похожие статьи

Последние статьи

Популярные