2.1. Организация и методика исследования

Изучив проблему и проанализировав научно-педагогическую литературу по данному вопросу, сформулирована цель констатирующего эксперимента: исследование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с дизартрией. 

Перед преступлением к исследованию были изучены документация логопеда, речевые карты и результаты психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). На основании данной документации нами была отобрана и составлена группа детей в количестве 10 человек (дети 5-6 лет с дизартрией), необходимая для исследования.  

Для обследования детей была разработана методика исследования лексико-грамматического строя речи детей с дизартрией. В основе методики использован материал «Технологии обследования речи» Н.М. Трубниковой. Также к разработанной методике подобран наглядный материал. 

Целью исследования является определение уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: 

  • Изучение активный словарный запас детей: выявление номинативного словаря (существительных), предикативного (глагольный), атрибутивного словарь (прилагательных); установление знаний о временах года и их признаков; проверка навыков образования антонимов и синонимов; выявление навыка образования однокоренных слов. 
  • Изучение грамматического строя речи детей: выявление умения составлять предложения по сюжетной и серии сюжетных картинок; проверить умение составлять предложения с использованием опорных слов и набора слов; умение правильно употреблять предлоги в предложениях; определить умение пересказывать, придумывать самостоятельно грамматически правильный текст; выявление навыка словоизменения и словообразования. 
 

Количественная оценка результатов исследования выражается в баллах (критерии отражены в методике). Обследование включает следующие разделы: изучение словарного запаса и грамматический строй речи. 

Для изучения активного словарного запаса использовались следующие задания:  

Задание №1 Обследование слов, обозначающих предметы: 

А) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках; 

Б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда; 

В) название предмета по его описанию; 

Г) назвать детенышей; 

Д) нахождение общих названий; 

Е) называние обобщенных слов по группе однородных предметов. 

Задание №2 Названия признаков предметов. 

А) подобрать нужный признак по аналогии; 

Б) подобрать признаки к предметам. 

Задание №3 Названия действий людей и животных. 

А) назвать действия людей разных профессий; 

Б) кто как передвигаются животные; 

В) кто как кричит; 

Г) назвать обиходные действия. 

Задание №4 Название времена года, их последовательность и признаки. 

Задание №5 Подбор слов с противоположными значениями. 

Задание №6 Подбор синонимов к словам. 

Задание №7. Подбор однокоренных слов. 

По итогам выполнения задания выявляется, активный словарный запас соответствует возрасту или ограничен. Также определяется уровень развития словарного запаса: 26 – 32 баллов – высокий уровень; 19 – 26 баллов – средний уровень; менее 19 баллов – низкий уровень. 

Для изучения грамматического строя речи используются следующие задания: 

Задание №1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. 

Задание №2. Составление предложений по опорным словам. 

Задание  №3.  Составить предложения по отдельным словам, расположенным в беспорядке. 

Задание №4. Постановка недостающего предлога в предложении. 

Задание №5. Пересказ текста после прослушивания. 

А) знакомый текст; 

Б) незнакомый текст. 

Задание №6. Рассказать из собственного опыта (о любимой игрушке). 

Задание №7. Словоизменение. 

А) Употребление существительных единственного и множественного числа в различных падежах; 

Б) Образование форм родительного падежа множественного числа существительных; 

В) Преобразование единственного числа имен существительных в множественное число; 

Г) Употребление предлогов. 

Задание №8 словообразование. 

А) Образование уменьшительной формы существительного; 

Б) Образование прилагательных от существительных; 

В) Образование сложных слов. 

На основании проделанного обследования грамматического строя речи устанавливается: имеются нарушения согласования и управления (аграмматизмы). Также выявляется уровень развития грамматического строя речи: 22 –28 баллов – высокий уровень; 16 – 22 баллов – средний уровень; менее 16 баллов – низкий уровень. 

На основании суммирования баллов, полученных при обследовании словарного запаса и грамматического строя речи уточняется уровень развития лексико-грамматического строя речи ребенка: 48 60 баллов – высокий уровень; 3648 баллов – средний уровень; менее 36 баллов низкий уровень.

Комментариев нет.

Похожие статьи

  • 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
    2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
    По итогам констатирующего этапа выявлен уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с дизартрией. По...
  • 2.3. Выводы
    2.3. Выводы
    В целях изучения лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста с дизартрией было организованно исследование,...

Последние статьи

Популярные