3.1. Содержание формирующего эксперимента

Нами был составлен комплекс занятий со сказкотерапией для формирования лексико-грамматической стороны речи. В основы комплекса вошли материалы: логосказки Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской, задания из книги О.А. Шороховой «Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников», «Грамматика в сказках» О.С. Шуть, лексико-грамматические сказки из книги Е.Г. Карельской «Растим говорунов», «Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста» Н.В. Нищевой. 

Цель формирующего эксперимента - апробировать задания со сказкотерапией для формирования лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.  

В течение всего периода логопедической работы по формированию лексико-грамматических умений мы неизменно следовали условиям системного подхода и дифференцированного подхода. 

Дети не просто образовывали новые слова с помощью, но и составляли словосочетания, предложения с вновь образованными словами, т. е. речь формировалась как система. В рамках системного подхода мы привлекали воспитателей логопедической группы, музыкальных руководителей к работе над лексико-грамматическими умениями. 

Коррекционно-логопедическая работа предусматривала также развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, грамматического строя речи, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Логопедическая работа с дошкольниками с дизартрией была направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения подгрупповых и фронтальных занятий. В системе занятий реализовывался основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности. 

Коррекционно-логопедическая работа включала: работу над словом, словосочетанием и предложением. Эти направления тесно связаны между собой и реализуются параллельно. Так, например, расширение объема словаря и уточнение значений слов проводилось в ходе работы над сказками. 

Логопедическая работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с дизартрией проводилась по следующим направлениям: обогащение словаря; уточнение значений слов; формирование словоизменения; формирование словообразования; работа над составлением рассказа; пересказ; работа над подбором синонимов и антонимов; формировать навык образования словосочетаний, предложений, текстов. 

Работа по развитию лексики была направлена на увеличение словарного запаса (за счет усвоения новых слов и значений), качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний). 

В процессе формирования грамматического строя речи: дифференцировалось значение предлогов, и развивался навык правильного употребления той падежной формы существительного, которую требует связанный с существительным предлог (т.е. уточнялось грамматическое значение предлога); отрабатывался навык образования словосочетаний, предложений и текстов. В основе каждого занятия была взята сказка, и на ее основании составлялись задания по формированию лексико-грамматического строя.

Комментариев нет.

Похожие статьи

Последние статьи

Популярные