#2 Исследование речи дошкольников

Анализ результатов экспериментального исследования по формированию лексико-грамматической стороны речи дошкольников с дизартрией 

  • 2.3. Выводы

    В целях изучения лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста с дизартрией было организованно исследование, которое заключалось в изучении логопедической документации и обследовании речи детей. На основе материала «Технологии обследования речи» Н.М. Трубниковой была разработана методика исследования лексико-грамматического строя речи детей с дизартрией. 

    Исследование проводилось в индивидуальной форме, учитывались особенности детей, степень их утомляемости. Все результаты обработаны и оформлены в виде таблицы. 

    Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у детей имеются трудности (недостаточный активный словарный запас, аграмматизмы), необходима коррекционная логопедическая помощь. У исследуемых отмечаются  особые затруднения (со стороны активного словарного запаса):  подбор синонимов, называние детенышей, подборе однокоренных слов. В грамматическом строе речи наблюдаются следующие трудности: затруднен пересказ незнакомых рассказов, сложность в самостоятельном составлении текстов, ошибки в преобразовании единственного числа имен существительных в множественное число,  в образовании уменьшительной формы существительного, в образовании прилагательных из существительных, в образование сложных слов. Требуются специальные упражнения, для их успешного усвоения.

    Подробнее
  • 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

    По итогам констатирующего этапа выявлен уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с дизартрией.  По результатам обследования получены следующие данные:  

    • Словарный запас. 

    Задание №1 Обследование слов, обозначающих предметы. 

    А) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках. 

    Большую трудность вызвало название картинки с изображением лося (Ася Т., Даниил П., Савелий И., Тимофей У. путают его с оленем), чаще использовались обобщающие понятия (например, Ася Т. вместо щуки – говорила рыба, Даниил П. вместо астры – цветок), Тимофей У., Савелий И. путают сороку с вороной. С заданием справились 50 % детей. 

    Б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда. 

    В ходе выполнения задания многим детям необходима была помощь, кто-то дополнительно назвал только два слова (Ася Т., Савелий И., Тимофей У.). Один ребенок не смог продолжить ряд (Данил П.). С заданием справились 60 %. 

    В) название предмета по его описанию. 

    Некоторым детям понадобились дополнительные описания. Один ребенок затруднился назвать слово (Даниил П.). Были следующие ошибки: Ася Т. вместо библиотеки сказала магазин, Тимофей У. вместо солнца – луна. С заданием справились 50%  детей. 

    Г) назвать детенышей. 

    Данное задание вызвало особую сложность. Типичные ошибки: у кошки – котёнки, киски; у собаки – собачки, щенёнки; у коровы – коровенки, коровки, жеребенки или могли не назвать; у козы – козочки, овечки; у лошади – лошадки, часто забывают слов жеребенок; у курицы – цыпочки, курочки; у утки – утенки, уточки; у волка – волченки; у лисы – лисенки; у медведя – маленькие медведи. Особая трудность была у Аси Т., Тимофея У. и Даниила П. (огромное количество ошибок). С заданием справились 10 % детей (Доминика М.). 

    Д) нахождение общих названий. 

    При выполнении задания некоторым детям нужны были наводящие вопросы. Встречались единичные ошибки: Ася Т. вместо посуда сказала кружка; Тимофей У. шуба – вещь (вместо одежда). С заданием справились 70 %. 

    Е) называние обобщенных слов по группе однородных предметов. 

    Детям нужно было назвать обобщающее слово. Некоторым детям нужны были наводящие вопросы. Например, вместо игрушки, дети говорили: ими играют (Ася Т.), чтоб играть (Даниил П.); вместо одежды – вещи (Тимофей У.); путают фрукты и овощи (Савелий И., Тимофей У.). С заданием справились 60 % детей. 

    Задание №2 Названия признаков предметов. 

    А) подобрать нужный признак по аналогии: 

    Некоторым детям понадобились наводящие вопросы. Встречались ошибки: (Ася Т.) вместо слова широкая – длинная река, (Паша П.) высокое – дерево большое; (Савелий И.)легкое – пушистое перо. Также один ребенок отвечал, что не знает, не принимал помощь (Тимофей У.). С заданием справились 60% детей.  

    Б) подобрать признаки к предметам. 

    При подборе признаков дети чаще давали два определения (Артем Г., Паша П.), некоторым необходимы были наводящие вопросы (Даниил П., Ася Т., Тимофей У.). С заданием справились 50 % детей. 

    Задание №3 Названия действий людей и животных 

    А) что делают люди разных профессий. 

    Дети достаточно успешно справились с данным заданием, нужна была незначительная помощь. С зданием справились 60% детей. 

    Б) Кто как передвигается. 

    Дети дают адекватные ответы, некоторым была необходима незначительная помощь (наводящие вопросы понадобились Асе Т., Даниилу П., Савелию И., Тимофею У.) С заданием справились 60% детей. 

    В) кто как кричит. 

    Особую трудность вызвало, как кричит голубь, сорока: дети либо не называли (Аня В., Вероника С., Доминика Д. не знают, как кричит сорока. Паша П. и София Л. не знают, как кричит голубь), либо говорили, что сорока каркает (Артем Г., Паша П., София Л.). Не смогли ответить 30% детей (Ася Т., Даниил П., Савелий И., Тимофей У.) С заданием справились 0% детей. 

    Г) Что делает мальчик на картинке. 

    Чаще дети путают: заходит, входит (Аня В., Вероника С., Савелий И.). Некоторым нужны были наводящие вопросы, чтоб исправить ответ (Ася Т., Тимофей У.). Один ребенок запутался в назывании глаголов и отказывался отвечать (Даниил П.). С заданием справились 40 % детей. 

    Задание №4. Название времен года, их последовательности, признаков. 

    Все дети самостоятельно назвали времена года. У некоторых детей возникала сложность в расположении времен года (Ася Т. после осени – весна; Тимофей У. после зимы – лето). Также некоторым детям нужны были наводящие вопросы с опорой на картинки (Паша П., Тимофей У.). Отвечали ошибочно (Даниил П, Савелий И.). С заданием справились 50% детей. 

    Задание №5. Подбор слов с противоположными значениями. 

    Большую трудность вызвал подбор антонимов к следующим словам: чистый – нечистый, высокий – маленький (Тимофей У., Даниил П.); тупой, светлы, старший – затруднялись самостоятельно отвечать (Ася Т., Даниил П., Савелий И.) . Некоторые дети добавляли не к словам, после наводящих вопросов исправляли ошибки самостоятельно (Артем Г., Паша П.). С заданием справились 40% детей. 

    Задание №6. Подбор синонимов к словам. 

    Данное задание вызвало затруднение у некоторых детей. Особую трудность вызвали слова: боец, верный, ненависть, громкий, быстрый, умный. Детям понадобилась помощь (Аня В., София Л., Доминика М.) или пропускали слово, которое вызывало трудность (Вероника С., Артем Г.), четверо детей не смогли ответить (Ася Т., Даниил П., Паша П., Савелий И.). С заданием справилось  0% детей. 

    Задание №7. Подбор однокоренных слов. 

    Многим детям было сложно подобрать однокоренные слова, нужна была помощь. Чаще подбирали по два однокоренных слова. Один ребенок не смог ответить (Даниил П.). С заданием справились 20 % детей (Аня В., Доминика М.). 

    В ходе обследования активного словарного запаса получены следующие результаты (смотрите Диаграмму 1): 

    Диаграмма 1 

     

    Данный результат свидетельствует о том, что у 40 % (4 обследуемых) детей ограниченный словарный запас (Ася Т., Даниил П., Савелий И., Тимофей У.). 

    • Грамматический строй речи. 

    Задание №1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. 

    В ходе выполнения задания некоторым детям понадобились наводящие вопросы (Ася Т., Вероника С., Даниил П., Паша П., Савелий И., Тимофей У.). С заданием справились 40% детей. 

    Задание №2. Составление предложений по опорным словам. 

    Большинство детей нуждались в помощи (Аня В., Паша П., Даниил П.) в некоторых ситуациях приходилось помочь разложить карточки, опираясь на «схему предложения» дети давали правильный ответ (Артем Г., Ася Т., Савелий И., Тимофей У.). С заданием справились 30% детей. 

    Задание  №3.  Составить предложения по отдельным словам, расположенным в беспорядке. 

    У большинства детей вызвало затруднение с чего начать предложения, после помощи, дети составляли предложения самостоятельно (Артем Г., Паша П.). Немного больше помощи понадобилось Асе Т., Даниилу П., Тимофею У.,  Савелию И. С заданием справились 40% детей. 

    Задание №4. Постановка недостающего предлога в предложении. 

    Некоторым детям понадобилась помощь (Ася Т., Паша П., Савелий И., Тимофей У.). С заданием справились 60 % детей.  

    Задание №5. Пересказ текста после прослушивания. 

    А) знакомый текст 

    Детям необходимы были наводящие вопросы, помощь начать предложение (Артем Г.). Отмечаются трудности в построении        высказываний, многочисленные паузы (Ася Т.), повторы фраз (Тимофей У., Савелий И.), аграмматизмы (Тимофей У., Паша П., Даниил П.). С заданием справились 40%. 

    Б) незнакомый текст. 

    По сравнению с предыдущим заданием, данное задание вызвало трудность. Детям нужны были наводящие вопросы, дети часто делали паузы, наблюдались аграмматизмы (иногда дети сами исправляли предложения). С заданием справились только 10 % детей (Доминика М.). 

    Задание №6. Рассказать из собственного опыта (о любимой игрушке). 

    Большинство детей составляли рассказ из простых предложений (Например: Мой любимый мишка. Он коричневый. И т.д.).  Такие рассказы составили Артем Г., Паша П. Также детям часто были необходимы наводящие вопросы (Вероника С., Савелий И.): Кто подарил? Какого цвета игрушка, из какого материала, из каких частей состоит? 30 % детей не смогли составить рассказ, затруднения были в выборе игрушки, отказались составлять текст (Ася Т., Даниил П., Тимофей У.). С заданием справились 30% детей. 

    Задание №7. Словоизменение. 

    А) Употребление существительных единственного и множественного числа в различных падежах. 

    Чаще детям необходима была помощь, нужно было концентрировать внимание на картинке (Савелий И., Вероника С., Паша П.). Встретились такие ошибки, как употребление начальной формы слова (Ася Т., Даниил П., Тимофей У.) Например: вместо слова клеенкой отвечают клеенка. С заданием справились 40% детей. 

    Б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных. 

    Дети допускают аналогичные ошибки предыдущего задания (деревьев говорят деревья, грибов – гриб, грибы и т.д.). С заданием справились 60% детей. 

    В) преобразование единственного числа имен существительных в множественное число. 

    Большая часть детей затруднялась с выполнением задания. Детям нужна была помощь. Часто встречающиеся ошибки: стул – стулы, лоб – лобы, ухо – ухи, дерево – дерева, перо – перы, воробей – воробеи, доктор – докторы, болото – болоты, лев – левы, лёвы, рог – роги, сторож – сторожы. Большое количество ошибок допустили Даниил П., Савелий И., Тимофей У. С заданием справились 30 % детей (Аня В., Вероника С., Доминика М.). 

    Г) употребление предлогов. 

    Часто детям нужны наводящие вопросы, иногда дети сами исправляют ошибки (Артем Г., Паша П.). Путают предлоги: из – с; с, из – со; из, с – из-под (Ася Т., Тимофей У., Савелий И., Даниил П.). С заданием справились 40% детей.  

    Задание №8 словообразование. 

    А) образование уменьшительной формы существительного. 

    Некоторые задания выполнены с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов (Вероника С., Ася Т., Паша П.), либо с самокоррекцией (Аня В., Доминика М., София Л.). Типичные ошибки: ковер – коверик, гнездо – гнездочко, ухо – ушо, ушенько, стул – стулик, дерево – деревушко. Большое количество ошибок допустили Даниил П., Савелий И., Тимофей У. С заданием справились 10% детей (Артем Г.). 

     Б) Образование прилагательных от существительных. 

    Данное задание вызвало у детей затруднения. Встретились следующие ошибки: снег – снеговой (вместо снежный), бумага – бумаговая, стекло – стекольная, стекольчатая, пластмасса – пласмаска, мех – мехастый, шерсть – шерстистый, пух – пушистый. Не справилась с заданием Аня Т. Задание выполнили верно 10% детей (София Л.). 

    В) образование сложных слов. 

    Многим детям было сложно образовать данные слова. Дети давали следующие ошибочные ответы: камень дробить – каменедробка, землю черпать – землечерпка, землечЕрпалка, землечерпашка, сено косить – сенокос, сенокоска. Задание не смогли выполнить Ася Т. и Тимофей У.               

    С заданием справились 20% детей (Аня В., София Л.). 

    В хоте исследования грамматического строя речи детей с дизартрией были получены следующие результаты, которые отражены в диаграмме 2: 

    Диаграмма 2 

     

    Выявлено, что у большей части детей (50% детей) имеются аграмматизмы. 

    На основании организованного исследования получены следующие данные по уровню развития лексико-грамматического строя речи детей 5-6 лет с дизартрией, которые отражены в диаграмме 3. 

    Диаграмма 3 

     

    Таким образом, установлено, что 50 % (5 детей) детей имеют низкий уровень лексико-грамматического строя речи, 20 % (2 ребенка) - средний и 30 % (3 ребенка) высокий уровни.

    Подробнее
  • 2.1. Организация и методика исследования

    Изучив проблему и проанализировав научно-педагогическую литературу по данному вопросу, сформулирована цель констатирующего эксперимента: исследование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с дизартрией. 

    Перед преступлением к исследованию были изучены документация логопеда, речевые карты и результаты психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). На основании данной документации нами была отобрана и составлена группа детей в количестве 10 человек (дети 5-6 лет с дизартрией), необходимая для исследования.  

    Для обследования детей была разработана методика исследования лексико-грамматического строя речи детей с дизартрией. В основе методики использован материал «Технологии обследования речи» Н.М. Трубниковой. Также к разработанной методике подобран наглядный материал. 

    Целью исследования является определение уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: 

    • Изучение активный словарный запас детей: выявление номинативного словаря (существительных), предикативного (глагольный), атрибутивного словарь (прилагательных); установление знаний о временах года и их признаков; проверка навыков образования антонимов и синонимов; выявление навыка образования однокоренных слов. 
    • Изучение грамматического строя речи детей: выявление умения составлять предложения по сюжетной и серии сюжетных картинок; проверить умение составлять предложения с использованием опорных слов и набора слов; умение правильно употреблять предлоги в предложениях; определить умение пересказывать, придумывать самостоятельно грамматически правильный текст; выявление навыка словоизменения и словообразования. 
     

    Количественная оценка результатов исследования выражается в баллах (критерии отражены в методике). Обследование включает следующие разделы: изучение словарного запаса и грамматический строй речи. 

    Для изучения активного словарного запаса использовались следующие задания:  

    Задание №1 Обследование слов, обозначающих предметы: 

    А) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках; 

    Б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда; 

    В) название предмета по его описанию; 

    Г) назвать детенышей; 

    Д) нахождение общих названий; 

    Е) называние обобщенных слов по группе однородных предметов. 

    Задание №2 Названия признаков предметов. 

    А) подобрать нужный признак по аналогии; 

    Б) подобрать признаки к предметам. 

    Задание №3 Названия действий людей и животных. 

    А) назвать действия людей разных профессий; 

    Б) кто как передвигаются животные; 

    В) кто как кричит; 

    Г) назвать обиходные действия. 

    Задание №4 Название времена года, их последовательность и признаки. 

    Задание №5 Подбор слов с противоположными значениями. 

    Задание №6 Подбор синонимов к словам. 

    Задание №7. Подбор однокоренных слов. 

    По итогам выполнения задания выявляется, активный словарный запас соответствует возрасту или ограничен. Также определяется уровень развития словарного запаса: 26 – 32 баллов – высокий уровень; 19 – 26 баллов – средний уровень; менее 19 баллов – низкий уровень. 

    Для изучения грамматического строя речи используются следующие задания: 

    Задание №1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. 

    Задание №2. Составление предложений по опорным словам. 

    Задание  №3.  Составить предложения по отдельным словам, расположенным в беспорядке. 

    Задание №4. Постановка недостающего предлога в предложении. 

    Задание №5. Пересказ текста после прослушивания. 

    А) знакомый текст; 

    Б) незнакомый текст. 

    Задание №6. Рассказать из собственного опыта (о любимой игрушке). 

    Задание №7. Словоизменение. 

    А) Употребление существительных единственного и множественного числа в различных падежах; 

    Б) Образование форм родительного падежа множественного числа существительных; 

    В) Преобразование единственного числа имен существительных в множественное число; 

    Г) Употребление предлогов. 

    Задание №8 словообразование. 

    А) Образование уменьшительной формы существительного; 

    Б) Образование прилагательных от существительных; 

    В) Образование сложных слов. 

    На основании проделанного обследования грамматического строя речи устанавливается: имеются нарушения согласования и управления (аграмматизмы). Также выявляется уровень развития грамматического строя речи: 22 –28 баллов – высокий уровень; 16 – 22 баллов – средний уровень; менее 16 баллов – низкий уровень. 

    На основании суммирования баллов, полученных при обследовании словарного запаса и грамматического строя речи уточняется уровень развития лексико-грамматического строя речи ребенка: 48 60 баллов – высокий уровень; 3648 баллов – средний уровень; менее 36 баллов низкий уровень.

    Подробнее

Последние статьи

Популярные