Сказкотерапия (научная работа)

Сказкотерапия как средство формирования лексико-грамматического стороны речи у дошкольников с дизартрией 

  • Заключение

    Сказкотерапия – это средство взаимодействия педагога и детей, которое  не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет ребенку, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.   

    Сказка (логосказка) – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача педагогов, логопедов – так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи. 

    Актуальность темы также нашла свое подтверждение. Всё большее распространение приобретает сказкотерапия в работе логопеда: развивается направление по созданию логосказок, в статьях и практической литературе все больше упоминается о данном нетрадиционном средстве. Также в ходе формирующего эксперимента установлено, что сказкотерапия эффективное, развивающее средство для формирования лексико-грамматической стороны речи, которое позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу. 

    Сегодня достоинство и роль сказкотерапии   в  работе с детьми с дизартрией (и для детей с другими нарушениями речи) неоспоримы: это образность языка, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над правильным и грамотным образованием предложений, текстов (на примере придумывания сказок), дети учатся подбирать антонимы и синонимы через сказку 

    Следовательно, сказкотерапия (логосказка) – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с дизартрией, чтобы данное средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере: не ограничиваться пересказом, а осмысленно и подробно обсуждать слова, подбирать задания для развития грамматического строя речи. 

    Цель нашей работы была реализована, а выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Установлено, что использование в занятиях сказкотерапии позволяет качественно и количественно повысить уровень развития лексико-грамматической стороны речи. 

    Таким образом, на основании выше приведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе с дошкольниками-дизартриками

    Подробнее
  • 3.3. Выводы

    В ходе организации логопедической работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с дизартрией посредством сказкотерапии был апробирован комплекс занятий со сказкотерапией.  При использовании данного комплекса у детей наблюдался повышенный интерес к занятиям, желание отвечать. Особую значимость для детей имел наглядный материал: дети больший интерес проявляли при использовании более красочных иллюстраций. 

    После проведения логопедической работы со сказкотерапией, направленной на развитие лексико-грамматической стороны речи, можно сделать вывод о том, что использование составленного комплекса занятий в формирующем эксперименте прошло успешно. 

    После организованной целенаправленной работы у детей наблюдается значительное улучшение в формировании лексико-грамматической стороны речи, также отмечена положительная эмоциональная реакция при выполнении заданий, уверенность при ответах на задания.

    Подробнее
  • 3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента

    Обследование детей проводилось по методике констатирующего этапа. По итогам контрольного этапа выявлен уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с дизартрией.   

    По результатам обследования получены следующие данные:  

    • Словарный запас. 

    Задание №1 Обследование слов, обозначающих предметы. 

    А) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках. 

    В выполнении задания наблюдаются улучшения: с заданием справились 70 % детей (увеличился показатель на 20%); понадобилась помощь, были ошибки (лося называли оленем) у 30% детей. 

    Б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда. 

    В ходе выполнения задания 40% детям необходима была незначительная помощь. Если ранее один ребенок не смог продолжить ряд (Данил П.), то на данном этапе задание было выполнено после наводящих вопросов. С заданием справились 60 %. 

    В) название предмета по его описанию. 

    При выполнении задания только 20% детей понадобились наводящие вопросы, ошибки отсутствуют. С заданием справились 80%  детей (показатель улучшился на 30%). 

    Г) назвать детенышей. 

    С заданием дети справились успешнее, вместе с тем наблюдались ошибки: у коровы – коровенки, или могли не назвать; у лошади – лошадки, часто забывают слов жеребенок; у курицы – цыпочки, курочки; у лисы – лисенки. Особая трудность была у Аси Т., Тимофея У. и Даниила П. (огромное количество ошибок). С заданием справились 40 % детей (улучшение на 30%). 

    Д) нахождение общих названий. 

    При выполнении задания Тимофей У. шуба – вещь (вместо одежда). С заданием справились  90 % (увеличился показатель на 20%). 

    Е) называние обобщенных слов по группе однородных предметов. 

    Выполняя задание, некоторым детям нужны были наводящие вопросы (Ася Т., Даниил П., Тимофей У.) Наблюдается незначительное улучшение показателя: если ранее с заданием справились 60 % детей, то на данном этапе – 70% детей. 

    Задание №2 Названия признаков предметов. 

    А) подобрать нужный признак по аналогии: 

    Встречались ошибки: (Ася Т.) вместо слова широкая – длинная река, (Паша П.) высокое – дерево большое. Также один ребенок отвечал, что не знает, не принимал помощь (Тимофей У.). Если ранее задание не мог выполнить не мог один ребенок, то на этом этапе данное задание не вызвало особых сложностей. С заданием справились 80% детей (на 20% больше, чем на констатирующем этапе) 

    Б) подобрать признаки к предметам. 

    Только одному ребенку (Ася Т.) понадобились наводящие вопросы. Наблюдается значительное улучшение выполнения задания на 40%:  справились 90% детей. 

    Задание №3 Названия действий людей и животных 

    А) что делают люди разных профессий. 

    Дети достаточно успешно справились с данным заданием, нужна была незначительная помощь. С заданием справились 70% детей (незначительное улучшение, всего на 10%). 

    Б) Кто как передвигается. 

    Дети дают адекватные ответы, некоторым была необходима незначительная помощь (наводящие вопросы понадобились Даниилу П., Савелию И., Тимофею У.) С заданием справились 70% детей (повышение показателя на 10%). 

    В) кто как кричит. 

    Задание выполнили все дети (ранее 30% детей не смогли выполнить задание), но вместе с тем, как и прежде, вызывает затруднение вопрос: Как кричит сорока? Если ранее с заданием  успешно справились 0%, то на данном этапе - 20% детей. 

    Г) Что делает мальчик на картинке. 

    Задание выполнили все дети, наводящие вопросы понадобились 40% детей (ранее 10% с заданием не справились). С заданием справились 60 % детей (показатель увеличился на 20%). 

    Задание №4. Название времен года, их последовательности, признаков. 

    Все дети самостоятельно назвали времена года. Также некоторым детям нужны были наводящие вопросы с опорой на картинки. С заданием справились 60% детей (ранее было 50%). 

    Задание №5. Подбор слов с противоположными значениями. 

    Успешно справились с заданием 80% детей (ранее было 40%). Даниил П. добавлял к словам не, но самостоятельно исправлял свои ошибки, Асе Т. понадобилась помощь. 

     Задание №6. Подбор синонимов к словам. 

    Успешно справились с заданием 40% детей (ранее никто не справился с данным заданием). Если ранее четверо детей не смогли ответить (Ася Т., Даниил П., Паша П., Савелий И.), то на данном этапе детям понадобилась незначительная помощь 

    Задание №7. Подбор однокоренных слов. 

    60% детей было сложно подобрать однокоренные слова, нужна была помощь. Однако наблюдаются улучшения: если ранее один ребенок не смог ответить (Даниил П.), то на данном этапе ребенок смог выполнить задание с помощью; с заданием справились 40 % детей (ранее было 20%). 

    В ходе обследования активного словарного запаса на контрольном этапе получены следующие результаты: 60% (6 детей) - высокий уровень, 30% (3 ребенка) - средний уровень, 10 % (1 ребенок) - низкий уровень. Более наглядно сопоставить полученные данные поможет диаграмма 4. 

    Диаграмма 4 

      

     

    Из анализа данной диаграммы следует, что количество детей с высоким уровнем развития активного словарного запаса увеличилось на 20 %, со средним уровнем – на 10 %, с низким уровнем – уменьшилось на 30 %.  

    • Грамматический строй речи. 

    Задание №1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. 

    В ходе выполнения задания 50% детей понадобились наводящие вопросы. С заданием справились 50% детей (ранее было 40%). 

    Задание №2. Составление предложений по опорным словам. 

    Если ранее с заданием справились только 30% детей (детям нужна была незначительная помощь), то на данном этапе 100% детей выполнили задание правильно. 

    Задание  №3.  Составить предложения по отдельным словам, расположенным в беспорядке. 

    90% детей справились с заданием (ранее данный показатель 40%). Только одному ребенку (Тимофею У.) понадобилась помощь.  

    Задание №4. Постановка недостающего предлога в предложении. 

    На данном этапе только одному ребенку понадобилась помощь (Тимофей У.). С заданием справились 90 % (ранее было 60 % детей) 

    Задание №5. Пересказ текста после прослушивания. 

    А) знакомый текст.  

    Детям необходимы были наводящие вопросы, помощь начать предложение (Асе Т., Даниилу П., Савелию И., Тимофею У.). С заданием справились 60 % детей, ранее данный показатель был 40%. 

    Б) незнакомый текст. 

    С заданием справились 40% детей (на предыдущем обследовании было всего 10%). Вместе с тем 60 % детей нужны были наводящие вопросы, дети часто делали паузы, наблюдались аграмматизмы (иногда дети сами исправляли предложения). 

    Задание №6. Рассказать из собственного опыта (о любимой игрушке). 

    Если ранее наблюдалось, что 30 % детей не смогли составить рассказ (Ася Т., Даниил П., Тимофей У.), то на данном этапе 60% дети выполняли задание с помощью. С заданием справились 40% детей (показатель незначительно увеличился, ранее было 30%). 

    Задание №7. Словоизменение. 

    А) Употребление существительных единственного и множественного числа в различных падежах. 

    50 % детей необходима была незначительная помощь  (Савелий И., Паша П., Ася Т., Тимофей У., Даниил П.). Если ранее с заданием справились 40% детей, то на контрольном обследовании успешно выполнили задание 70% детей. 

    Б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных. 

    30 % детей понадобилась помощь. С заданием справились 70% детей (незначительное повышение, ранее было 60%). 

    В) преобразование единственного числа имен существительных в множественное число. 

    Как и прежде данное задание вызывает затруднение, вместе с тем количество допускаемых ошибок сократилось. Если ранее большое количество ошибок допустили 30 % обследованных (Даниил П., Савелий И., Тимофей У.), но на данном этапе данные дети допустили меньшее количество ошибок. С заданием справились 40 % детей (ранее было 30%).  

    Г) употребление предлогов. 

    50 % детей понадобилась незначительная помощь при выборе нужного предлога. С заданием справились 50% детей (ранее было 40%) 

    Задание №8 словообразование. 

    А) образование уменьшительной формы существительного. 

    На данном этапе наблюдается повышение качества выполнения задания: 50% детей успешно образовали нужные существительные (ранее с заданием справились 10% детей). Если ранее 30% детей допускали большое количество ошибок, то на данном этапе им понадобилась незначительная помощь. 

     Б) Образование прилагательных от существительных. 

    При выполнении данного задания наблюдаются улучшения: увеличился процент успешно справившихся детей (ранее был 10%, стал – 40%); 10% детей, которые не справились с заданием, допустили небольшое количество ошибок.  

    В) образование сложных слов. 

    У 80% детей были сложно образовать данные слова. Но вместе с тем, если 20 % детей (Аня Т., Тимофей У.) не смогли выполнить задание, то на данном этапе с помощью наводящих вопросов, примеров дети смогли образовать слова.  

    В хоте исследования грамматического строя речи детей с дизартрией на контрольном этапе были получены следующие результаты: 50% (5 детей) – высокий уровень, 40% (4 ребенка) - средний уровень и 10% (1 ребенок) - низкий уровень. 

    Результаты обследования грамматического строя речи на констатирующем и контрольном этапах наглядно представлены в            диаграмме 5. 

     

    Диаграмма 5 

     

     

     Как мы видим, произошло количественное изменение по уровням: количество детей с высоким уровнем грамматического строя речи увеличилось на 20 %, со средним уровнем – на 20%, детей с низким уровнем уменьшилось на 40%. 

    На основании организованного исследования получены следующие данные по уровню развития лексико-грамматического строя речи детей 5-6 лет с дизартрией: 50 % (5 детей) имеют высокий уровень, 30 % (3 ребенка) – средний уровень и 20% (2 ребенка) – низкий уровень. 

    Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования показал, что количество детей с низким уровнем уменьшилось на 30%; детей со средним уровнем - на 10%, с высоким уровнем – на 20% (Диаграмма 6). 

    Диаграмма 6 

     

    Подробнее
  • 3.1. Содержание формирующего эксперимента

    Нами был составлен комплекс занятий со сказкотерапией для формирования лексико-грамматической стороны речи. В основы комплекса вошли материалы: логосказки Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской, задания из книги О.А. Шороховой «Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников», «Грамматика в сказках» О.С. Шуть, лексико-грамматические сказки из книги Е.Г. Карельской «Растим говорунов», «Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста» Н.В. Нищевой. 

    Цель формирующего эксперимента - апробировать задания со сказкотерапией для формирования лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.  

    В течение всего периода логопедической работы по формированию лексико-грамматических умений мы неизменно следовали условиям системного подхода и дифференцированного подхода. 

    Дети не просто образовывали новые слова с помощью, но и составляли словосочетания, предложения с вновь образованными словами, т. е. речь формировалась как система. В рамках системного подхода мы привлекали воспитателей логопедической группы, музыкальных руководителей к работе над лексико-грамматическими умениями. 

    Коррекционно-логопедическая работа предусматривала также развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, грамматического строя речи, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Логопедическая работа с дошкольниками с дизартрией была направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения подгрупповых и фронтальных занятий. В системе занятий реализовывался основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности. 

    Коррекционно-логопедическая работа включала: работу над словом, словосочетанием и предложением. Эти направления тесно связаны между собой и реализуются параллельно. Так, например, расширение объема словаря и уточнение значений слов проводилось в ходе работы над сказками. 

    Логопедическая работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с дизартрией проводилась по следующим направлениям: обогащение словаря; уточнение значений слов; формирование словоизменения; формирование словообразования; работа над составлением рассказа; пересказ; работа над подбором синонимов и антонимов; формировать навык образования словосочетаний, предложений, текстов. 

    Работа по развитию лексики была направлена на увеличение словарного запаса (за счет усвоения новых слов и значений), качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний). 

    В процессе формирования грамматического строя речи: дифференцировалось значение предлогов, и развивался навык правильного употребления той падежной формы существительного, которую требует связанный с существительным предлог (т.е. уточнялось грамматическое значение предлога); отрабатывался навык образования словосочетаний, предложений и текстов. В основе каждого занятия была взята сказка, и на ее основании составлялись задания по формированию лексико-грамматического строя.

    Подробнее
  • 2.3. Выводы

    В целях изучения лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста с дизартрией было организованно исследование, которое заключалось в изучении логопедической документации и обследовании речи детей. На основе материала «Технологии обследования речи» Н.М. Трубниковой была разработана методика исследования лексико-грамматического строя речи детей с дизартрией. 

    Исследование проводилось в индивидуальной форме, учитывались особенности детей, степень их утомляемости. Все результаты обработаны и оформлены в виде таблицы. 

    Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у детей имеются трудности (недостаточный активный словарный запас, аграмматизмы), необходима коррекционная логопедическая помощь. У исследуемых отмечаются  особые затруднения (со стороны активного словарного запаса):  подбор синонимов, называние детенышей, подборе однокоренных слов. В грамматическом строе речи наблюдаются следующие трудности: затруднен пересказ незнакомых рассказов, сложность в самостоятельном составлении текстов, ошибки в преобразовании единственного числа имен существительных в множественное число,  в образовании уменьшительной формы существительного, в образовании прилагательных из существительных, в образование сложных слов. Требуются специальные упражнения, для их успешного усвоения.

    Подробнее

Последние статьи

Популярные