#1 Теория и методика

Теоретические и методические аспекты развития лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста с дизартрией

  • 1.3. Выводы

    Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, которое вызвано поражением центральной нервной системы. Основные проявления дизартрии заключаются в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, речевого дыхания. 

    В зависимости от сочетания речедвигательного расстройства с нарушениями различных компонентов речевой функциональной системы можно выделить несколько групп детей с дизартрии, у которых имеется или отсутствует нарушение лексико-грамматического строя речи. При наличии данного нарушения одной из важных задач в работе логопеда является развитие лексико-грамматического стоя речи детей. Лексико-грамматический строй  речи представляет собой словарный запас ребенка, его грамотное оформление в виде словосочетаний и предложений.  

    Дети-дизартрики сталкиваются с трудностями в овладении лексико-грамматическим строем речи (имеются сложности в накоплении словаря, использовании его, в образовании слов, построении правильных словосочетаний и предложений). 

    У детей с дизартрией наблюдаются нарушения таких психических процессов как, память, внимание, иногда затрагивается мышление (чаще затронуто словесно-логическое мышление, так как у детей недостаточный словарный запас, а также имеются трудности в построении грамматически правильных предложений).  Наблюдаются затруднения в социализации, также имеется скудный арсенал эмоций, а также на фоне всего может возникать речевой негативизм. 

    Необходим поиск таких, средств, благодаря которым коррекционная работа будет проводиться ненавязчиво, интересно и эффективно. На помощь логопедам в формировании лексико-грамматического строя речи детей приходит такое средство как сказкотерапия.

    Подробнее
  • 1.2. Характеристика лексико-грамматической стороны речи дошкольников с дизартрией

    Позднее начало речи, ограниченный речевой опыт, грубые дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению словаря и отклонениям в развитии грамматического строя речи. Большинство детей с расстройствами артикуляции имеют отклонения в словарном запасе, не знают обиходных слов, часто смешивают слова, ориентируясь на сходство по звуковому составу, ситуацию и т.п. 

    Под лексико-грамматической стороной речи понимается словарь и грамматически правильное его использование. 

    Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей                      действительности. 

    Словарный запас принято делить на два вида: активный и пассивный. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная  лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.  Пассивный словарь - слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. 

    Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых ребенок догадывается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка - часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию. 

    В структуру лексического строя речи входит:  

    номинативный словарь (существительных);  

    предикативный (глагольный); 

    атрибутивный словарь (прилагательных); 

    словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д.). 

    А.Н. Леонтьев отмечает,   что   овладение   словарем   является     важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. 

    Ушакова О.С. отмечает следующее: «Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя… Подчеркивается, что неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет…». 

    Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. 

    Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. 

    Как отмечают Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова: «При дизартрии нарушения лексико-грамматической стороны речи не являются ведущими. Однако поражение двигательных механизмов речи в доречевом периоде в сочетании с сенсорными расстройствами может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всех звеньев речевого развития ребенка с церебральным параличом». 

    При дизартрии в мозговой деятельности могут возникать специфические трудности в выделении существенных и торможении побочных связей, это сказывается на не полном развитии общей схемы высказывания, которые усиливаются за счет недостаточного подбора нужных лексических единиц. 

    Характерными для детей-дизартриков являются довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке, запас обиходных сведений и представлений. Например, дети знают и могут найти на картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, вагон; определить профессию (летчик, учитель, шофер и др.); понять действия лиц, изображенных на картинке; показать предметы, окрашенные в тот или иной цвет. Однако отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем. 

    Уровень освоения лексики зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается. 

    Для детей-дизартриков, характерно недостаточное владение грамматическими средствами языка. 

    Характерной особенностью речи детей с дизартрией является одновременное существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи: усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде (на основе механизмов имитации); овладение процессом расчленения слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которое осуществляется у детей с дизартрией более замедленными темпами. 

    Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская (1974) указывают, что уже на самых ранних этапах усвоения родного языка у детей с дизартрией обнаруживается острый дефицит в тех элементах языка, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений, что связано с дефектом функций общения и преобладанием механизма имитации услышанных слов. 

    При дизартрии морфологическое членение слов, или накопление специализированных форм обозначения с помощью грамматических элементов, чаще всего не имеет характера резкого скачка, как это наблюдается в норме. Явление употребления слов в нерасчлененном виде на морфологические элементы имеет ярко выраженный характер и может наблюдаться в течении многих лет жизни ребенка. Примечательно, что дети с дизартрией иногда используют в одном предложении до 3-5 и более аморфных неизменяемых слов-корней. Возраст, в котором дети начинают замечать «технику» оформления слов в предложениях, что связано с процессами членения (анализа) слов в языковом сознании ребенка, может быть самым различным; и в 3, и в 5, и в более поздний период. 

    По данным Е.М. Мастюковой и Н.В. Ипполитовой (1985), при дизартрии дети, не накопив необходимого набора словоизменительных элементов (в данном случае флексии) и не научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, как это наблюдается в норме, преждевременно обращаются к воспроизведению наиболее обособленного морфологического элемента – предлога. Они длительно не замечают, что предлог и флексия связаны отношениями симультантности и что их сочетание представляет собой определенное единство. Флексия и предлог выступают для ребенка в воспринимаемом или словесном материале в качестве переменных элементов, которые варьируются в различных комбинациях с лексической основой и поэтому не воспринимаются детьми. На месте предлогов часто произносятся гласные: «а», «у», «и». Использование указанных глазных на месте предлога может быть частично отменено произносительными возможностями детей, которые опускают согласный звук предлога и, сохраняют только его «вокальную» часть: «а» (вместо-на); «и» (вместо-из); «у» (вместо-в). Однако в большинстве случаев «вокальный» заменитель на месте предлога является неким аморфным предлогом, общим для многих предложных конструкций, в которых ребенок как бы оставляет, «резервирует» место для будущего вспомогательного слова-предлога; ему предстоит развиться из аморфного предлога-вокала: «акамани» (из кармана), «атуи» (на стуле). 

    Непосредственным результатом поражения артикуляционного аппарата являются трудности произношения, которые приводят к недостаточно четкому восприятию речи на слух. Общее речевое развитие детей с грубыми расстройствами артикуляции протекает своеобразно. Позднее начало речи, ограниченный речевой опыт, грубые дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению словаря и отклонениям в развитии грамматического строя речи. Большинство детей с расстройствами артикуляции имеют отклонения в словарном запасе, не знают обиходных слов, часто смешивают слова, ориентируясь на сходство по звуковому составу, ситуацию и т.п. 

    Многие слова употребляются неточно, вместо нужного названия ребенок использует то, которое обозначает сходный предмет (петля - дырка, ваза - кувшин, желудь - орех, гамак - сетка) или связано с данным словом ситуационно (рельсы - шпалы, наперсток - палец). 

    Характерными для детей-дизартриков являются довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке, запас обиходных сведений и представлений. Например, дети знают и могут найти на картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, вагон; определить профессию (летчик, учитель, шофер и др.); понять действия лиц, изображенных на картинке; показать предметы, окрашенные в тот или иной цвет. Однако отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем. 

    Уровень освоения лексики зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается. Для детей-дизартриков, как и вообще для детей с общим недоразвитием речи, характерно недостаточное владение грамматическими средствами языка. 

    Таким образом, на основании изученной литературы нами установлено что дети-дизартрики сталкиваются с трудностями в овладении лексико-грамматическим строем речи (имеются сложности в накоплении словаря, использовании его, в образовании слов, построении правильных словосочетаний и предложений). 

    Формирование лексико-грамматического строя речи – это трудный и длительный процесс. В формировании данного процесса необходимы эффективные средства.

    Подробнее
  • 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией

    У детей с речевыми нарушениями имеются психологические особенности, отмечается своеобразие в формировании личности. Любое нарушение речи оставляет свой негативный отпечаток на психолого-педагогическом развитии ребенка, дизартрия не исключение. Данные изменения могут проявляться в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах ребенка. Как отмечает Р.Л. Лалаева: «Бесспорным является факт, что нарушения речи в определенной мере влияют на формирование других сторон психики, а в некоторых случаях  и именно ими и вызывается». 

    Как отмечают многие исследователи: дизартрия – одно из часто встречающихся нарушений речи. Дизартрия (речедвигательное расстройство) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательных механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи. 

    Дизартрия, как сложный речевой дефект интенсивно изучается и освещается отечественными и зарубежными учеными, разрабатываются различные способы, приемы диагностики и коррекции, данная тема остается актуальной в отечественной и зарубежной логопедии. 

    Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией представлена в работах Р.А. Беловой-Давид, Г.В. Гуровец и С.И. Маевской, Л.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой, Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботович и др. Показатели раннего психомоторного развития располагаются от крайних границ нормы до выраженной задержки. Наблюдаются расстройства в двигательной сфере: в артикуляционной и мимической мускулатуре, общей и мелкой моторике.  

    Дошкольники с дизартрией отличаются высоким уровнем тревожности, которая наиболее выражена у детей с меланхолической и холерической структурой личности. Наименее выражена тревожность при сочетании с сангвиническим и флегматическим темпераментом. Отражая тенденцию к аномальной психотипологической изменчивости, у детей с дизартрией отмечается усиление тревожности в условиях фрустрации. Выявляется стереотипность в игре, примитивность узоров и сюжетов в рисунках, неуклюжесть на музыкальных, физкультурных занятиях, неумение объяснить причины неудач. 

    У детей с дизартрией (не имеющих церебрального паралича) «отмечается быстрая истощаемость нервных процессов в психическом статусе, пониженный уровень устойчивости и переключаемости внимания, значительные отклонения в речеслуховой и зрительной памяти, трудности логически смыслового запоминания текста, отдельных слов, что обусловлено не только расстройствами активного внимания, но и нарушением фонематического слуха, который является следствием расстройства артикуляции. 

    Среди особенностей эмоционально-волевой сферы дети с дизартрией можно выделить их легкую возбудимость, неустойчивость настроения, что часто приводит к трудностям поведения. У отдельных детей могут быть аффективные вспышки». 

    В.С. Коноваленко отмечает у детей с дизартрией «несформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых … ведет к недостаточному развитию коммуникативных способностей и ограничению возможностей. 

    Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость и недифференцированность артикуляционной и мелкой моторики, характерные для детей с дизартрией, снижают общую вариативность коммуникативного поведения, коммуникативной мобильности, приводя к деэмоциализации общения в  целом. В то же время недостаточная привлекательность коммуникативного процесса снижает заинтересованность в нем и, как следствие, деформирует структуру поведения в общении 

    Наблюдения за детьми с дизартрией в процессе общения показывают, что ограниченные возможности речевой коммуникации сопровождаются снижением мотивационно-потребностной сферы общения, трудностями реализации речевых средств, невыразительностью мимики лица и движений рук, что объясняется структурой дефекта при дизартрии. 

    Психолого-педагогическое обследование таких детей выявляет нарушение у них познавательной деятельности, а так-же недостаточность отдельных видов гнозиса и праксиса. Часто у детей-дизартриков      наблюдается низкая самооценка, сложности во взаимоотношениях с окружающими, при этом интеллект у детей может быть сохранен. 

    Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса. 

     Таким образом, из этого можно сделать вывод, что у детей с дизартрией наблюдаются нарушения таких психических процессов как, память, внимание, иногда затрагивается мышление. Наблюдаются затруднения в социализации, также имеется скудный арсенал эмоций, а также на фоне всего может возникать речевой негативизм.

    Подробнее

Последние статьи

Популярные