Введение
Актуальность исследования. Развитая и красивая речь – залог успешной социализации ребенка в обществе. Современное общество и новые стандарты образования предъявляют рад требований к речи детей. Во всех программах дошкольного возраста, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО), одним из целевых ориентиров является хорошее владение устной речью, у ребенка должны складываться предпосылки грамотности.
К сожалению, дети с речевыми нарушениями, в частности с дизартрией, испытывают трудности в овладении грамотной устной речи (в частности лексико-грамматического строя речи). Необходимо искать такие пути работы, которые бы помогали ребенку успешно и безболезненно исправлять недостатки речи.
В логопедической практике используются как традиционные, так и нетрадиционные методы работы. В настоящее время все большую актуальность приобретает такой нетрадиционный метод как сказкотерапия.
Использование сказки помогает комплексно воздействовать не только на психическое состояние ребенка, но и на его речь. Благодаря сказкам занятие становиться более эффективным, поскольку в дошкольном возрасте детям интересны сказки, материал становится более доступным к пониманию, дети усваивают материал непринужденно, без давления. Не стоит забывать и о том, что, используя сказку, мы обогащаем словарный запас ребенка, дают образцы грамматически правильных форм предложений.
Нами поставлена цель – определить состояние лексико-грамматического строя речи и влияние сказкотерапии на формирование речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Гипотеза исследования: развитие лексико-грамматического строя речи будет более эффективным, если в логопедической работе использовать
сказкотерапию (логосказки).
Объект исследования – процесс формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования – использование сказкотерапии как средства формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников с дизартрией.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать теоретическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
- раскрыть понятие сказкотерапия и определить ее влияние на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников с дизартрией;
- выявить особенности лексико-грамматического строя речи детей с дизартрией;
- разработать и апробировать комплекс занятий с использованием сказкотерапии по формированию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста с дизартрией;
- проследить динамику развития лексико-грамматического строя речи в процессе исследования.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ теоретической и методической литературы;
- анализ логопедической документации (в частности речевые карты), заключений психолого-медико-педагогической комиссии;
- наблюдение;
- эксперимент (диагностика по методике, разработанной на основе «Технологии обследования речи» Н.М. Трубниковой.);
- математическая обработка данных.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.