Последние статьи

  • 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

    По итогам констатирующего этапа выявлен уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с дизартрией.  По результатам обследования получены следующие данные:  

    • Словарный запас. 

    Задание №1 Обследование слов, обозначающих предметы. 

    А) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках. 

    Большую трудность вызвало название картинки с изображением лося (Ася Т., Даниил П., Савелий И., Тимофей У. путают его с оленем), чаще использовались обобщающие понятия (например, Ася Т. вместо щуки – говорила рыба, Даниил П. вместо астры – цветок), Тимофей У., Савелий И. путают сороку с вороной. С заданием справились 50 % детей. 

    Б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда. 

    В ходе выполнения задания многим детям необходима была помощь, кто-то дополнительно назвал только два слова (Ася Т., Савелий И., Тимофей У.). Один ребенок не смог продолжить ряд (Данил П.). С заданием справились 60 %. 

    В) название предмета по его описанию. 

    Некоторым детям понадобились дополнительные описания. Один ребенок затруднился назвать слово (Даниил П.). Были следующие ошибки: Ася Т. вместо библиотеки сказала магазин, Тимофей У. вместо солнца – луна. С заданием справились 50%  детей. 

    Г) назвать детенышей. 

    Данное задание вызвало особую сложность. Типичные ошибки: у кошки – котёнки, киски; у собаки – собачки, щенёнки; у коровы – коровенки, коровки, жеребенки или могли не назвать; у козы – козочки, овечки; у лошади – лошадки, часто забывают слов жеребенок; у курицы – цыпочки, курочки; у утки – утенки, уточки; у волка – волченки; у лисы – лисенки; у медведя – маленькие медведи. Особая трудность была у Аси Т., Тимофея У. и Даниила П. (огромное количество ошибок). С заданием справились 10 % детей (Доминика М.). 

    Д) нахождение общих названий. 

    При выполнении задания некоторым детям нужны были наводящие вопросы. Встречались единичные ошибки: Ася Т. вместо посуда сказала кружка; Тимофей У. шуба – вещь (вместо одежда). С заданием справились 70 %. 

    Е) называние обобщенных слов по группе однородных предметов. 

    Детям нужно было назвать обобщающее слово. Некоторым детям нужны были наводящие вопросы. Например, вместо игрушки, дети говорили: ими играют (Ася Т.), чтоб играть (Даниил П.); вместо одежды – вещи (Тимофей У.); путают фрукты и овощи (Савелий И., Тимофей У.). С заданием справились 60 % детей. 

    Задание №2 Названия признаков предметов. 

    А) подобрать нужный признак по аналогии: 

    Некоторым детям понадобились наводящие вопросы. Встречались ошибки: (Ася Т.) вместо слова широкая – длинная река, (Паша П.) высокое – дерево большое; (Савелий И.)легкое – пушистое перо. Также один ребенок отвечал, что не знает, не принимал помощь (Тимофей У.). С заданием справились 60% детей.  

    Б) подобрать признаки к предметам. 

    При подборе признаков дети чаще давали два определения (Артем Г., Паша П.), некоторым необходимы были наводящие вопросы (Даниил П., Ася Т., Тимофей У.). С заданием справились 50 % детей. 

    Задание №3 Названия действий людей и животных 

    А) что делают люди разных профессий. 

    Дети достаточно успешно справились с данным заданием, нужна была незначительная помощь. С зданием справились 60% детей. 

    Б) Кто как передвигается. 

    Дети дают адекватные ответы, некоторым была необходима незначительная помощь (наводящие вопросы понадобились Асе Т., Даниилу П., Савелию И., Тимофею У.) С заданием справились 60% детей. 

    В) кто как кричит. 

    Особую трудность вызвало, как кричит голубь, сорока: дети либо не называли (Аня В., Вероника С., Доминика Д. не знают, как кричит сорока. Паша П. и София Л. не знают, как кричит голубь), либо говорили, что сорока каркает (Артем Г., Паша П., София Л.). Не смогли ответить 30% детей (Ася Т., Даниил П., Савелий И., Тимофей У.) С заданием справились 0% детей. 

    Г) Что делает мальчик на картинке. 

    Чаще дети путают: заходит, входит (Аня В., Вероника С., Савелий И.). Некоторым нужны были наводящие вопросы, чтоб исправить ответ (Ася Т., Тимофей У.). Один ребенок запутался в назывании глаголов и отказывался отвечать (Даниил П.). С заданием справились 40 % детей. 

    Задание №4. Название времен года, их последовательности, признаков. 

    Все дети самостоятельно назвали времена года. У некоторых детей возникала сложность в расположении времен года (Ася Т. после осени – весна; Тимофей У. после зимы – лето). Также некоторым детям нужны были наводящие вопросы с опорой на картинки (Паша П., Тимофей У.). Отвечали ошибочно (Даниил П, Савелий И.). С заданием справились 50% детей. 

    Задание №5. Подбор слов с противоположными значениями. 

    Большую трудность вызвал подбор антонимов к следующим словам: чистый – нечистый, высокий – маленький (Тимофей У., Даниил П.); тупой, светлы, старший – затруднялись самостоятельно отвечать (Ася Т., Даниил П., Савелий И.) . Некоторые дети добавляли не к словам, после наводящих вопросов исправляли ошибки самостоятельно (Артем Г., Паша П.). С заданием справились 40% детей. 

    Задание №6. Подбор синонимов к словам. 

    Данное задание вызвало затруднение у некоторых детей. Особую трудность вызвали слова: боец, верный, ненависть, громкий, быстрый, умный. Детям понадобилась помощь (Аня В., София Л., Доминика М.) или пропускали слово, которое вызывало трудность (Вероника С., Артем Г.), четверо детей не смогли ответить (Ася Т., Даниил П., Паша П., Савелий И.). С заданием справилось  0% детей. 

    Задание №7. Подбор однокоренных слов. 

    Многим детям было сложно подобрать однокоренные слова, нужна была помощь. Чаще подбирали по два однокоренных слова. Один ребенок не смог ответить (Даниил П.). С заданием справились 20 % детей (Аня В., Доминика М.). 

    В ходе обследования активного словарного запаса получены следующие результаты (смотрите Диаграмму 1): 

    Диаграмма 1 

     

    Данный результат свидетельствует о том, что у 40 % (4 обследуемых) детей ограниченный словарный запас (Ася Т., Даниил П., Савелий И., Тимофей У.). 

    • Грамматический строй речи. 

    Задание №1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. 

    В ходе выполнения задания некоторым детям понадобились наводящие вопросы (Ася Т., Вероника С., Даниил П., Паша П., Савелий И., Тимофей У.). С заданием справились 40% детей. 

    Задание №2. Составление предложений по опорным словам. 

    Большинство детей нуждались в помощи (Аня В., Паша П., Даниил П.) в некоторых ситуациях приходилось помочь разложить карточки, опираясь на «схему предложения» дети давали правильный ответ (Артем Г., Ася Т., Савелий И., Тимофей У.). С заданием справились 30% детей. 

    Задание  №3.  Составить предложения по отдельным словам, расположенным в беспорядке. 

    У большинства детей вызвало затруднение с чего начать предложения, после помощи, дети составляли предложения самостоятельно (Артем Г., Паша П.). Немного больше помощи понадобилось Асе Т., Даниилу П., Тимофею У.,  Савелию И. С заданием справились 40% детей. 

    Задание №4. Постановка недостающего предлога в предложении. 

    Некоторым детям понадобилась помощь (Ася Т., Паша П., Савелий И., Тимофей У.). С заданием справились 60 % детей.  

    Задание №5. Пересказ текста после прослушивания. 

    А) знакомый текст 

    Детям необходимы были наводящие вопросы, помощь начать предложение (Артем Г.). Отмечаются трудности в построении        высказываний, многочисленные паузы (Ася Т.), повторы фраз (Тимофей У., Савелий И.), аграмматизмы (Тимофей У., Паша П., Даниил П.). С заданием справились 40%. 

    Б) незнакомый текст. 

    По сравнению с предыдущим заданием, данное задание вызвало трудность. Детям нужны были наводящие вопросы, дети часто делали паузы, наблюдались аграмматизмы (иногда дети сами исправляли предложения). С заданием справились только 10 % детей (Доминика М.). 

    Задание №6. Рассказать из собственного опыта (о любимой игрушке). 

    Большинство детей составляли рассказ из простых предложений (Например: Мой любимый мишка. Он коричневый. И т.д.).  Такие рассказы составили Артем Г., Паша П. Также детям часто были необходимы наводящие вопросы (Вероника С., Савелий И.): Кто подарил? Какого цвета игрушка, из какого материала, из каких частей состоит? 30 % детей не смогли составить рассказ, затруднения были в выборе игрушки, отказались составлять текст (Ася Т., Даниил П., Тимофей У.). С заданием справились 30% детей. 

    Задание №7. Словоизменение. 

    А) Употребление существительных единственного и множественного числа в различных падежах. 

    Чаще детям необходима была помощь, нужно было концентрировать внимание на картинке (Савелий И., Вероника С., Паша П.). Встретились такие ошибки, как употребление начальной формы слова (Ася Т., Даниил П., Тимофей У.) Например: вместо слова клеенкой отвечают клеенка. С заданием справились 40% детей. 

    Б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных. 

    Дети допускают аналогичные ошибки предыдущего задания (деревьев говорят деревья, грибов – гриб, грибы и т.д.). С заданием справились 60% детей. 

    В) преобразование единственного числа имен существительных в множественное число. 

    Большая часть детей затруднялась с выполнением задания. Детям нужна была помощь. Часто встречающиеся ошибки: стул – стулы, лоб – лобы, ухо – ухи, дерево – дерева, перо – перы, воробей – воробеи, доктор – докторы, болото – болоты, лев – левы, лёвы, рог – роги, сторож – сторожы. Большое количество ошибок допустили Даниил П., Савелий И., Тимофей У. С заданием справились 30 % детей (Аня В., Вероника С., Доминика М.). 

    Г) употребление предлогов. 

    Часто детям нужны наводящие вопросы, иногда дети сами исправляют ошибки (Артем Г., Паша П.). Путают предлоги: из – с; с, из – со; из, с – из-под (Ася Т., Тимофей У., Савелий И., Даниил П.). С заданием справились 40% детей.  

    Задание №8 словообразование. 

    А) образование уменьшительной формы существительного. 

    Некоторые задания выполнены с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов (Вероника С., Ася Т., Паша П.), либо с самокоррекцией (Аня В., Доминика М., София Л.). Типичные ошибки: ковер – коверик, гнездо – гнездочко, ухо – ушо, ушенько, стул – стулик, дерево – деревушко. Большое количество ошибок допустили Даниил П., Савелий И., Тимофей У. С заданием справились 10% детей (Артем Г.). 

     Б) Образование прилагательных от существительных. 

    Данное задание вызвало у детей затруднения. Встретились следующие ошибки: снег – снеговой (вместо снежный), бумага – бумаговая, стекло – стекольная, стекольчатая, пластмасса – пласмаска, мех – мехастый, шерсть – шерстистый, пух – пушистый. Не справилась с заданием Аня Т. Задание выполнили верно 10% детей (София Л.). 

    В) образование сложных слов. 

    Многим детям было сложно образовать данные слова. Дети давали следующие ошибочные ответы: камень дробить – каменедробка, землю черпать – землечерпка, землечЕрпалка, землечерпашка, сено косить – сенокос, сенокоска. Задание не смогли выполнить Ася Т. и Тимофей У.               

    С заданием справились 20% детей (Аня В., София Л.). 

    В хоте исследования грамматического строя речи детей с дизартрией были получены следующие результаты, которые отражены в диаграмме 2: 

    Диаграмма 2 

     

    Выявлено, что у большей части детей (50% детей) имеются аграмматизмы. 

    На основании организованного исследования получены следующие данные по уровню развития лексико-грамматического строя речи детей 5-6 лет с дизартрией, которые отражены в диаграмме 3. 

    Диаграмма 3 

     

    Таким образом, установлено, что 50 % (5 детей) детей имеют низкий уровень лексико-грамматического строя речи, 20 % (2 ребенка) - средний и 30 % (3 ребенка) высокий уровни.

    Подробнее
  • 2.1. Организация и методика исследования

    Изучив проблему и проанализировав научно-педагогическую литературу по данному вопросу, сформулирована цель констатирующего эксперимента: исследование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с дизартрией. 

    Перед преступлением к исследованию были изучены документация логопеда, речевые карты и результаты психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). На основании данной документации нами была отобрана и составлена группа детей в количестве 10 человек (дети 5-6 лет с дизартрией), необходимая для исследования.  

    Для обследования детей была разработана методика исследования лексико-грамматического строя речи детей с дизартрией. В основе методики использован материал «Технологии обследования речи» Н.М. Трубниковой. Также к разработанной методике подобран наглядный материал. 

    Целью исследования является определение уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: 

    • Изучение активный словарный запас детей: выявление номинативного словаря (существительных), предикативного (глагольный), атрибутивного словарь (прилагательных); установление знаний о временах года и их признаков; проверка навыков образования антонимов и синонимов; выявление навыка образования однокоренных слов. 
    • Изучение грамматического строя речи детей: выявление умения составлять предложения по сюжетной и серии сюжетных картинок; проверить умение составлять предложения с использованием опорных слов и набора слов; умение правильно употреблять предлоги в предложениях; определить умение пересказывать, придумывать самостоятельно грамматически правильный текст; выявление навыка словоизменения и словообразования. 
     

    Количественная оценка результатов исследования выражается в баллах (критерии отражены в методике). Обследование включает следующие разделы: изучение словарного запаса и грамматический строй речи. 

    Для изучения активного словарного запаса использовались следующие задания:  

    Задание №1 Обследование слов, обозначающих предметы: 

    А) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках; 

    Б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда; 

    В) название предмета по его описанию; 

    Г) назвать детенышей; 

    Д) нахождение общих названий; 

    Е) называние обобщенных слов по группе однородных предметов. 

    Задание №2 Названия признаков предметов. 

    А) подобрать нужный признак по аналогии; 

    Б) подобрать признаки к предметам. 

    Задание №3 Названия действий людей и животных. 

    А) назвать действия людей разных профессий; 

    Б) кто как передвигаются животные; 

    В) кто как кричит; 

    Г) назвать обиходные действия. 

    Задание №4 Название времена года, их последовательность и признаки. 

    Задание №5 Подбор слов с противоположными значениями. 

    Задание №6 Подбор синонимов к словам. 

    Задание №7. Подбор однокоренных слов. 

    По итогам выполнения задания выявляется, активный словарный запас соответствует возрасту или ограничен. Также определяется уровень развития словарного запаса: 26 – 32 баллов – высокий уровень; 19 – 26 баллов – средний уровень; менее 19 баллов – низкий уровень. 

    Для изучения грамматического строя речи используются следующие задания: 

    Задание №1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. 

    Задание №2. Составление предложений по опорным словам. 

    Задание  №3.  Составить предложения по отдельным словам, расположенным в беспорядке. 

    Задание №4. Постановка недостающего предлога в предложении. 

    Задание №5. Пересказ текста после прослушивания. 

    А) знакомый текст; 

    Б) незнакомый текст. 

    Задание №6. Рассказать из собственного опыта (о любимой игрушке). 

    Задание №7. Словоизменение. 

    А) Употребление существительных единственного и множественного числа в различных падежах; 

    Б) Образование форм родительного падежа множественного числа существительных; 

    В) Преобразование единственного числа имен существительных в множественное число; 

    Г) Употребление предлогов. 

    Задание №8 словообразование. 

    А) Образование уменьшительной формы существительного; 

    Б) Образование прилагательных от существительных; 

    В) Образование сложных слов. 

    На основании проделанного обследования грамматического строя речи устанавливается: имеются нарушения согласования и управления (аграмматизмы). Также выявляется уровень развития грамматического строя речи: 22 –28 баллов – высокий уровень; 16 – 22 баллов – средний уровень; менее 16 баллов – низкий уровень. 

    На основании суммирования баллов, полученных при обследовании словарного запаса и грамматического строя речи уточняется уровень развития лексико-грамматического строя речи ребенка: 48 60 баллов – высокий уровень; 3648 баллов – средний уровень; менее 36 баллов низкий уровень.

    Подробнее
  • 1.3. Выводы

    Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, которое вызвано поражением центральной нервной системы. Основные проявления дизартрии заключаются в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, речевого дыхания. 

    В зависимости от сочетания речедвигательного расстройства с нарушениями различных компонентов речевой функциональной системы можно выделить несколько групп детей с дизартрии, у которых имеется или отсутствует нарушение лексико-грамматического строя речи. При наличии данного нарушения одной из важных задач в работе логопеда является развитие лексико-грамматического стоя речи детей. Лексико-грамматический строй  речи представляет собой словарный запас ребенка, его грамотное оформление в виде словосочетаний и предложений.  

    Дети-дизартрики сталкиваются с трудностями в овладении лексико-грамматическим строем речи (имеются сложности в накоплении словаря, использовании его, в образовании слов, построении правильных словосочетаний и предложений). 

    У детей с дизартрией наблюдаются нарушения таких психических процессов как, память, внимание, иногда затрагивается мышление (чаще затронуто словесно-логическое мышление, так как у детей недостаточный словарный запас, а также имеются трудности в построении грамматически правильных предложений).  Наблюдаются затруднения в социализации, также имеется скудный арсенал эмоций, а также на фоне всего может возникать речевой негативизм. 

    Необходим поиск таких, средств, благодаря которым коррекционная работа будет проводиться ненавязчиво, интересно и эффективно. На помощь логопедам в формировании лексико-грамматического строя речи детей приходит такое средство как сказкотерапия.

    Подробнее
  • 1.2. Характеристика лексико-грамматической стороны речи дошкольников с дизартрией

    Позднее начало речи, ограниченный речевой опыт, грубые дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению словаря и отклонениям в развитии грамматического строя речи. Большинство детей с расстройствами артикуляции имеют отклонения в словарном запасе, не знают обиходных слов, часто смешивают слова, ориентируясь на сходство по звуковому составу, ситуацию и т.п. 

    Под лексико-грамматической стороной речи понимается словарь и грамматически правильное его использование. 

    Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей                      действительности. 

    Словарный запас принято делить на два вида: активный и пассивный. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная  лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.  Пассивный словарь - слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. 

    Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых ребенок догадывается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка - часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию. 

    В структуру лексического строя речи входит:  

    номинативный словарь (существительных);  

    предикативный (глагольный); 

    атрибутивный словарь (прилагательных); 

    словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д.). 

    А.Н. Леонтьев отмечает,   что   овладение   словарем   является     важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. 

    Ушакова О.С. отмечает следующее: «Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя… Подчеркивается, что неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет…». 

    Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. 

    Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. 

    Как отмечают Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова: «При дизартрии нарушения лексико-грамматической стороны речи не являются ведущими. Однако поражение двигательных механизмов речи в доречевом периоде в сочетании с сенсорными расстройствами может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всех звеньев речевого развития ребенка с церебральным параличом». 

    При дизартрии в мозговой деятельности могут возникать специфические трудности в выделении существенных и торможении побочных связей, это сказывается на не полном развитии общей схемы высказывания, которые усиливаются за счет недостаточного подбора нужных лексических единиц. 

    Характерными для детей-дизартриков являются довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке, запас обиходных сведений и представлений. Например, дети знают и могут найти на картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, вагон; определить профессию (летчик, учитель, шофер и др.); понять действия лиц, изображенных на картинке; показать предметы, окрашенные в тот или иной цвет. Однако отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем. 

    Уровень освоения лексики зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается. 

    Для детей-дизартриков, характерно недостаточное владение грамматическими средствами языка. 

    Характерной особенностью речи детей с дизартрией является одновременное существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи: усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде (на основе механизмов имитации); овладение процессом расчленения слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которое осуществляется у детей с дизартрией более замедленными темпами. 

    Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская (1974) указывают, что уже на самых ранних этапах усвоения родного языка у детей с дизартрией обнаруживается острый дефицит в тех элементах языка, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений, что связано с дефектом функций общения и преобладанием механизма имитации услышанных слов. 

    При дизартрии морфологическое членение слов, или накопление специализированных форм обозначения с помощью грамматических элементов, чаще всего не имеет характера резкого скачка, как это наблюдается в норме. Явление употребления слов в нерасчлененном виде на морфологические элементы имеет ярко выраженный характер и может наблюдаться в течении многих лет жизни ребенка. Примечательно, что дети с дизартрией иногда используют в одном предложении до 3-5 и более аморфных неизменяемых слов-корней. Возраст, в котором дети начинают замечать «технику» оформления слов в предложениях, что связано с процессами членения (анализа) слов в языковом сознании ребенка, может быть самым различным; и в 3, и в 5, и в более поздний период. 

    По данным Е.М. Мастюковой и Н.В. Ипполитовой (1985), при дизартрии дети, не накопив необходимого набора словоизменительных элементов (в данном случае флексии) и не научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, как это наблюдается в норме, преждевременно обращаются к воспроизведению наиболее обособленного морфологического элемента – предлога. Они длительно не замечают, что предлог и флексия связаны отношениями симультантности и что их сочетание представляет собой определенное единство. Флексия и предлог выступают для ребенка в воспринимаемом или словесном материале в качестве переменных элементов, которые варьируются в различных комбинациях с лексической основой и поэтому не воспринимаются детьми. На месте предлогов часто произносятся гласные: «а», «у», «и». Использование указанных глазных на месте предлога может быть частично отменено произносительными возможностями детей, которые опускают согласный звук предлога и, сохраняют только его «вокальную» часть: «а» (вместо-на); «и» (вместо-из); «у» (вместо-в). Однако в большинстве случаев «вокальный» заменитель на месте предлога является неким аморфным предлогом, общим для многих предложных конструкций, в которых ребенок как бы оставляет, «резервирует» место для будущего вспомогательного слова-предлога; ему предстоит развиться из аморфного предлога-вокала: «акамани» (из кармана), «атуи» (на стуле). 

    Непосредственным результатом поражения артикуляционного аппарата являются трудности произношения, которые приводят к недостаточно четкому восприятию речи на слух. Общее речевое развитие детей с грубыми расстройствами артикуляции протекает своеобразно. Позднее начало речи, ограниченный речевой опыт, грубые дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению словаря и отклонениям в развитии грамматического строя речи. Большинство детей с расстройствами артикуляции имеют отклонения в словарном запасе, не знают обиходных слов, часто смешивают слова, ориентируясь на сходство по звуковому составу, ситуацию и т.п. 

    Многие слова употребляются неточно, вместо нужного названия ребенок использует то, которое обозначает сходный предмет (петля - дырка, ваза - кувшин, желудь - орех, гамак - сетка) или связано с данным словом ситуационно (рельсы - шпалы, наперсток - палец). 

    Характерными для детей-дизартриков являются довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке, запас обиходных сведений и представлений. Например, дети знают и могут найти на картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, вагон; определить профессию (летчик, учитель, шофер и др.); понять действия лиц, изображенных на картинке; показать предметы, окрашенные в тот или иной цвет. Однако отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем. 

    Уровень освоения лексики зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается. Для детей-дизартриков, как и вообще для детей с общим недоразвитием речи, характерно недостаточное владение грамматическими средствами языка. 

    Таким образом, на основании изученной литературы нами установлено что дети-дизартрики сталкиваются с трудностями в овладении лексико-грамматическим строем речи (имеются сложности в накоплении словаря, использовании его, в образовании слов, построении правильных словосочетаний и предложений). 

    Формирование лексико-грамматического строя речи – это трудный и длительный процесс. В формировании данного процесса необходимы эффективные средства.

    Подробнее
  • 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией

    У детей с речевыми нарушениями имеются психологические особенности, отмечается своеобразие в формировании личности. Любое нарушение речи оставляет свой негативный отпечаток на психолого-педагогическом развитии ребенка, дизартрия не исключение. Данные изменения могут проявляться в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах ребенка. Как отмечает Р.Л. Лалаева: «Бесспорным является факт, что нарушения речи в определенной мере влияют на формирование других сторон психики, а в некоторых случаях  и именно ими и вызывается». 

    Как отмечают многие исследователи: дизартрия – одно из часто встречающихся нарушений речи. Дизартрия (речедвигательное расстройство) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательных механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи. 

    Дизартрия, как сложный речевой дефект интенсивно изучается и освещается отечественными и зарубежными учеными, разрабатываются различные способы, приемы диагностики и коррекции, данная тема остается актуальной в отечественной и зарубежной логопедии. 

    Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией представлена в работах Р.А. Беловой-Давид, Г.В. Гуровец и С.И. Маевской, Л.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой, Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботович и др. Показатели раннего психомоторного развития располагаются от крайних границ нормы до выраженной задержки. Наблюдаются расстройства в двигательной сфере: в артикуляционной и мимической мускулатуре, общей и мелкой моторике.  

    Дошкольники с дизартрией отличаются высоким уровнем тревожности, которая наиболее выражена у детей с меланхолической и холерической структурой личности. Наименее выражена тревожность при сочетании с сангвиническим и флегматическим темпераментом. Отражая тенденцию к аномальной психотипологической изменчивости, у детей с дизартрией отмечается усиление тревожности в условиях фрустрации. Выявляется стереотипность в игре, примитивность узоров и сюжетов в рисунках, неуклюжесть на музыкальных, физкультурных занятиях, неумение объяснить причины неудач. 

    У детей с дизартрией (не имеющих церебрального паралича) «отмечается быстрая истощаемость нервных процессов в психическом статусе, пониженный уровень устойчивости и переключаемости внимания, значительные отклонения в речеслуховой и зрительной памяти, трудности логически смыслового запоминания текста, отдельных слов, что обусловлено не только расстройствами активного внимания, но и нарушением фонематического слуха, который является следствием расстройства артикуляции. 

    Среди особенностей эмоционально-волевой сферы дети с дизартрией можно выделить их легкую возбудимость, неустойчивость настроения, что часто приводит к трудностям поведения. У отдельных детей могут быть аффективные вспышки». 

    В.С. Коноваленко отмечает у детей с дизартрией «несформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых … ведет к недостаточному развитию коммуникативных способностей и ограничению возможностей. 

    Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость и недифференцированность артикуляционной и мелкой моторики, характерные для детей с дизартрией, снижают общую вариативность коммуникативного поведения, коммуникативной мобильности, приводя к деэмоциализации общения в  целом. В то же время недостаточная привлекательность коммуникативного процесса снижает заинтересованность в нем и, как следствие, деформирует структуру поведения в общении 

    Наблюдения за детьми с дизартрией в процессе общения показывают, что ограниченные возможности речевой коммуникации сопровождаются снижением мотивационно-потребностной сферы общения, трудностями реализации речевых средств, невыразительностью мимики лица и движений рук, что объясняется структурой дефекта при дизартрии. 

    Психолого-педагогическое обследование таких детей выявляет нарушение у них познавательной деятельности, а так-же недостаточность отдельных видов гнозиса и праксиса. Часто у детей-дизартриков      наблюдается низкая самооценка, сложности во взаимоотношениях с окружающими, при этом интеллект у детей может быть сохранен. 

    Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса. 

     Таким образом, из этого можно сделать вывод, что у детей с дизартрией наблюдаются нарушения таких психических процессов как, память, внимание, иногда затрагивается мышление. Наблюдаются затруднения в социализации, также имеется скудный арсенал эмоций, а также на фоне всего может возникать речевой негативизм.

    Подробнее

Последние статьи

Популярные