Популярные Статьи

  • 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией

    У детей с речевыми нарушениями имеются психологические особенности, отмечается своеобразие в формировании личности. Любое нарушение речи оставляет свой негативный отпечаток на психолого-педагогическом развитии ребенка, дизартрия не исключение. Данные изменения могут проявляться в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах ребенка. Как отмечает Р.Л. Лалаева: «Бесспорным является факт, что нарушения речи в определенной мере влияют на формирование других сторон психики, а в некоторых случаях  и именно ими и вызывается». 

    Как отмечают многие исследователи: дизартрия – одно из часто встречающихся нарушений речи. Дизартрия (речедвигательное расстройство) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательных механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи. 

    Дизартрия, как сложный речевой дефект интенсивно изучается и освещается отечественными и зарубежными учеными, разрабатываются различные способы, приемы диагностики и коррекции, данная тема остается актуальной в отечественной и зарубежной логопедии. 

    Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией представлена в работах Р.А. Беловой-Давид, Г.В. Гуровец и С.И. Маевской, Л.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой, Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботович и др. Показатели раннего психомоторного развития располагаются от крайних границ нормы до выраженной задержки. Наблюдаются расстройства в двигательной сфере: в артикуляционной и мимической мускулатуре, общей и мелкой моторике.  

    Дошкольники с дизартрией отличаются высоким уровнем тревожности, которая наиболее выражена у детей с меланхолической и холерической структурой личности. Наименее выражена тревожность при сочетании с сангвиническим и флегматическим темпераментом. Отражая тенденцию к аномальной психотипологической изменчивости, у детей с дизартрией отмечается усиление тревожности в условиях фрустрации. Выявляется стереотипность в игре, примитивность узоров и сюжетов в рисунках, неуклюжесть на музыкальных, физкультурных занятиях, неумение объяснить причины неудач. 

    У детей с дизартрией (не имеющих церебрального паралича) «отмечается быстрая истощаемость нервных процессов в психическом статусе, пониженный уровень устойчивости и переключаемости внимания, значительные отклонения в речеслуховой и зрительной памяти, трудности логически смыслового запоминания текста, отдельных слов, что обусловлено не только расстройствами активного внимания, но и нарушением фонематического слуха, который является следствием расстройства артикуляции. 

    Среди особенностей эмоционально-волевой сферы дети с дизартрией можно выделить их легкую возбудимость, неустойчивость настроения, что часто приводит к трудностям поведения. У отдельных детей могут быть аффективные вспышки». 

    В.С. Коноваленко отмечает у детей с дизартрией «несформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых … ведет к недостаточному развитию коммуникативных способностей и ограничению возможностей. 

    Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость и недифференцированность артикуляционной и мелкой моторики, характерные для детей с дизартрией, снижают общую вариативность коммуникативного поведения, коммуникативной мобильности, приводя к деэмоциализации общения в  целом. В то же время недостаточная привлекательность коммуникативного процесса снижает заинтересованность в нем и, как следствие, деформирует структуру поведения в общении 

    Наблюдения за детьми с дизартрией в процессе общения показывают, что ограниченные возможности речевой коммуникации сопровождаются снижением мотивационно-потребностной сферы общения, трудностями реализации речевых средств, невыразительностью мимики лица и движений рук, что объясняется структурой дефекта при дизартрии. 

    Психолого-педагогическое обследование таких детей выявляет нарушение у них познавательной деятельности, а так-же недостаточность отдельных видов гнозиса и праксиса. Часто у детей-дизартриков      наблюдается низкая самооценка, сложности во взаимоотношениях с окружающими, при этом интеллект у детей может быть сохранен. 

    Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса. 

     Таким образом, из этого можно сделать вывод, что у детей с дизартрией наблюдаются нарушения таких психических процессов как, память, внимание, иногда затрагивается мышление. Наблюдаются затруднения в социализации, также имеется скудный арсенал эмоций, а также на фоне всего может возникать речевой негативизм.

    Подробнее
  • 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

    По итогам констатирующего этапа выявлен уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с дизартрией.  По результатам обследования получены следующие данные:  

    • Словарный запас. 

    Задание №1 Обследование слов, обозначающих предметы. 

    А) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках. 

    Большую трудность вызвало название картинки с изображением лося (Ася Т., Даниил П., Савелий И., Тимофей У. путают его с оленем), чаще использовались обобщающие понятия (например, Ася Т. вместо щуки – говорила рыба, Даниил П. вместо астры – цветок), Тимофей У., Савелий И. путают сороку с вороной. С заданием справились 50 % детей. 

    Б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда. 

    В ходе выполнения задания многим детям необходима была помощь, кто-то дополнительно назвал только два слова (Ася Т., Савелий И., Тимофей У.). Один ребенок не смог продолжить ряд (Данил П.). С заданием справились 60 %. 

    В) название предмета по его описанию. 

    Некоторым детям понадобились дополнительные описания. Один ребенок затруднился назвать слово (Даниил П.). Были следующие ошибки: Ася Т. вместо библиотеки сказала магазин, Тимофей У. вместо солнца – луна. С заданием справились 50%  детей. 

    Г) назвать детенышей. 

    Данное задание вызвало особую сложность. Типичные ошибки: у кошки – котёнки, киски; у собаки – собачки, щенёнки; у коровы – коровенки, коровки, жеребенки или могли не назвать; у козы – козочки, овечки; у лошади – лошадки, часто забывают слов жеребенок; у курицы – цыпочки, курочки; у утки – утенки, уточки; у волка – волченки; у лисы – лисенки; у медведя – маленькие медведи. Особая трудность была у Аси Т., Тимофея У. и Даниила П. (огромное количество ошибок). С заданием справились 10 % детей (Доминика М.). 

    Д) нахождение общих названий. 

    При выполнении задания некоторым детям нужны были наводящие вопросы. Встречались единичные ошибки: Ася Т. вместо посуда сказала кружка; Тимофей У. шуба – вещь (вместо одежда). С заданием справились 70 %. 

    Е) называние обобщенных слов по группе однородных предметов. 

    Детям нужно было назвать обобщающее слово. Некоторым детям нужны были наводящие вопросы. Например, вместо игрушки, дети говорили: ими играют (Ася Т.), чтоб играть (Даниил П.); вместо одежды – вещи (Тимофей У.); путают фрукты и овощи (Савелий И., Тимофей У.). С заданием справились 60 % детей. 

    Задание №2 Названия признаков предметов. 

    А) подобрать нужный признак по аналогии: 

    Некоторым детям понадобились наводящие вопросы. Встречались ошибки: (Ася Т.) вместо слова широкая – длинная река, (Паша П.) высокое – дерево большое; (Савелий И.)легкое – пушистое перо. Также один ребенок отвечал, что не знает, не принимал помощь (Тимофей У.). С заданием справились 60% детей.  

    Б) подобрать признаки к предметам. 

    При подборе признаков дети чаще давали два определения (Артем Г., Паша П.), некоторым необходимы были наводящие вопросы (Даниил П., Ася Т., Тимофей У.). С заданием справились 50 % детей. 

    Задание №3 Названия действий людей и животных 

    А) что делают люди разных профессий. 

    Дети достаточно успешно справились с данным заданием, нужна была незначительная помощь. С зданием справились 60% детей. 

    Б) Кто как передвигается. 

    Дети дают адекватные ответы, некоторым была необходима незначительная помощь (наводящие вопросы понадобились Асе Т., Даниилу П., Савелию И., Тимофею У.) С заданием справились 60% детей. 

    В) кто как кричит. 

    Особую трудность вызвало, как кричит голубь, сорока: дети либо не называли (Аня В., Вероника С., Доминика Д. не знают, как кричит сорока. Паша П. и София Л. не знают, как кричит голубь), либо говорили, что сорока каркает (Артем Г., Паша П., София Л.). Не смогли ответить 30% детей (Ася Т., Даниил П., Савелий И., Тимофей У.) С заданием справились 0% детей. 

    Г) Что делает мальчик на картинке. 

    Чаще дети путают: заходит, входит (Аня В., Вероника С., Савелий И.). Некоторым нужны были наводящие вопросы, чтоб исправить ответ (Ася Т., Тимофей У.). Один ребенок запутался в назывании глаголов и отказывался отвечать (Даниил П.). С заданием справились 40 % детей. 

    Задание №4. Название времен года, их последовательности, признаков. 

    Все дети самостоятельно назвали времена года. У некоторых детей возникала сложность в расположении времен года (Ася Т. после осени – весна; Тимофей У. после зимы – лето). Также некоторым детям нужны были наводящие вопросы с опорой на картинки (Паша П., Тимофей У.). Отвечали ошибочно (Даниил П, Савелий И.). С заданием справились 50% детей. 

    Задание №5. Подбор слов с противоположными значениями. 

    Большую трудность вызвал подбор антонимов к следующим словам: чистый – нечистый, высокий – маленький (Тимофей У., Даниил П.); тупой, светлы, старший – затруднялись самостоятельно отвечать (Ася Т., Даниил П., Савелий И.) . Некоторые дети добавляли не к словам, после наводящих вопросов исправляли ошибки самостоятельно (Артем Г., Паша П.). С заданием справились 40% детей. 

    Задание №6. Подбор синонимов к словам. 

    Данное задание вызвало затруднение у некоторых детей. Особую трудность вызвали слова: боец, верный, ненависть, громкий, быстрый, умный. Детям понадобилась помощь (Аня В., София Л., Доминика М.) или пропускали слово, которое вызывало трудность (Вероника С., Артем Г.), четверо детей не смогли ответить (Ася Т., Даниил П., Паша П., Савелий И.). С заданием справилось  0% детей. 

    Задание №7. Подбор однокоренных слов. 

    Многим детям было сложно подобрать однокоренные слова, нужна была помощь. Чаще подбирали по два однокоренных слова. Один ребенок не смог ответить (Даниил П.). С заданием справились 20 % детей (Аня В., Доминика М.). 

    В ходе обследования активного словарного запаса получены следующие результаты (смотрите Диаграмму 1): 

    Диаграмма 1 

     

    Данный результат свидетельствует о том, что у 40 % (4 обследуемых) детей ограниченный словарный запас (Ася Т., Даниил П., Савелий И., Тимофей У.). 

    • Грамматический строй речи. 

    Задание №1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. 

    В ходе выполнения задания некоторым детям понадобились наводящие вопросы (Ася Т., Вероника С., Даниил П., Паша П., Савелий И., Тимофей У.). С заданием справились 40% детей. 

    Задание №2. Составление предложений по опорным словам. 

    Большинство детей нуждались в помощи (Аня В., Паша П., Даниил П.) в некоторых ситуациях приходилось помочь разложить карточки, опираясь на «схему предложения» дети давали правильный ответ (Артем Г., Ася Т., Савелий И., Тимофей У.). С заданием справились 30% детей. 

    Задание  №3.  Составить предложения по отдельным словам, расположенным в беспорядке. 

    У большинства детей вызвало затруднение с чего начать предложения, после помощи, дети составляли предложения самостоятельно (Артем Г., Паша П.). Немного больше помощи понадобилось Асе Т., Даниилу П., Тимофею У.,  Савелию И. С заданием справились 40% детей. 

    Задание №4. Постановка недостающего предлога в предложении. 

    Некоторым детям понадобилась помощь (Ася Т., Паша П., Савелий И., Тимофей У.). С заданием справились 60 % детей.  

    Задание №5. Пересказ текста после прослушивания. 

    А) знакомый текст 

    Детям необходимы были наводящие вопросы, помощь начать предложение (Артем Г.). Отмечаются трудности в построении        высказываний, многочисленные паузы (Ася Т.), повторы фраз (Тимофей У., Савелий И.), аграмматизмы (Тимофей У., Паша П., Даниил П.). С заданием справились 40%. 

    Б) незнакомый текст. 

    По сравнению с предыдущим заданием, данное задание вызвало трудность. Детям нужны были наводящие вопросы, дети часто делали паузы, наблюдались аграмматизмы (иногда дети сами исправляли предложения). С заданием справились только 10 % детей (Доминика М.). 

    Задание №6. Рассказать из собственного опыта (о любимой игрушке). 

    Большинство детей составляли рассказ из простых предложений (Например: Мой любимый мишка. Он коричневый. И т.д.).  Такие рассказы составили Артем Г., Паша П. Также детям часто были необходимы наводящие вопросы (Вероника С., Савелий И.): Кто подарил? Какого цвета игрушка, из какого материала, из каких частей состоит? 30 % детей не смогли составить рассказ, затруднения были в выборе игрушки, отказались составлять текст (Ася Т., Даниил П., Тимофей У.). С заданием справились 30% детей. 

    Задание №7. Словоизменение. 

    А) Употребление существительных единственного и множественного числа в различных падежах. 

    Чаще детям необходима была помощь, нужно было концентрировать внимание на картинке (Савелий И., Вероника С., Паша П.). Встретились такие ошибки, как употребление начальной формы слова (Ася Т., Даниил П., Тимофей У.) Например: вместо слова клеенкой отвечают клеенка. С заданием справились 40% детей. 

    Б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных. 

    Дети допускают аналогичные ошибки предыдущего задания (деревьев говорят деревья, грибов – гриб, грибы и т.д.). С заданием справились 60% детей. 

    В) преобразование единственного числа имен существительных в множественное число. 

    Большая часть детей затруднялась с выполнением задания. Детям нужна была помощь. Часто встречающиеся ошибки: стул – стулы, лоб – лобы, ухо – ухи, дерево – дерева, перо – перы, воробей – воробеи, доктор – докторы, болото – болоты, лев – левы, лёвы, рог – роги, сторож – сторожы. Большое количество ошибок допустили Даниил П., Савелий И., Тимофей У. С заданием справились 30 % детей (Аня В., Вероника С., Доминика М.). 

    Г) употребление предлогов. 

    Часто детям нужны наводящие вопросы, иногда дети сами исправляют ошибки (Артем Г., Паша П.). Путают предлоги: из – с; с, из – со; из, с – из-под (Ася Т., Тимофей У., Савелий И., Даниил П.). С заданием справились 40% детей.  

    Задание №8 словообразование. 

    А) образование уменьшительной формы существительного. 

    Некоторые задания выполнены с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов (Вероника С., Ася Т., Паша П.), либо с самокоррекцией (Аня В., Доминика М., София Л.). Типичные ошибки: ковер – коверик, гнездо – гнездочко, ухо – ушо, ушенько, стул – стулик, дерево – деревушко. Большое количество ошибок допустили Даниил П., Савелий И., Тимофей У. С заданием справились 10% детей (Артем Г.). 

     Б) Образование прилагательных от существительных. 

    Данное задание вызвало у детей затруднения. Встретились следующие ошибки: снег – снеговой (вместо снежный), бумага – бумаговая, стекло – стекольная, стекольчатая, пластмасса – пласмаска, мех – мехастый, шерсть – шерстистый, пух – пушистый. Не справилась с заданием Аня Т. Задание выполнили верно 10% детей (София Л.). 

    В) образование сложных слов. 

    Многим детям было сложно образовать данные слова. Дети давали следующие ошибочные ответы: камень дробить – каменедробка, землю черпать – землечерпка, землечЕрпалка, землечерпашка, сено косить – сенокос, сенокоска. Задание не смогли выполнить Ася Т. и Тимофей У.               

    С заданием справились 20% детей (Аня В., София Л.). 

    В хоте исследования грамматического строя речи детей с дизартрией были получены следующие результаты, которые отражены в диаграмме 2: 

    Диаграмма 2 

     

    Выявлено, что у большей части детей (50% детей) имеются аграмматизмы. 

    На основании организованного исследования получены следующие данные по уровню развития лексико-грамматического строя речи детей 5-6 лет с дизартрией, которые отражены в диаграмме 3. 

    Диаграмма 3 

     

    Таким образом, установлено, что 50 % (5 детей) детей имеют низкий уровень лексико-грамматического строя речи, 20 % (2 ребенка) - средний и 30 % (3 ребенка) высокий уровни.

    Подробнее
  • Златовласка

    За долами, за горами, в дальнем царстве-государ-
    стве жил старый король. Был он умный, храбрый,
    но очень жестокий. Судьба к королю была благо-
    склонна, был он богат и удачлив.
    Как-то раз у ворот в королевский замок стража
    приметила маленькую старушку.
    — Куда идёшь? — спросили её стражники.
    — Иду к королю с подарком, — ответила старуш-
    ка. — Мой подарок особенный, поэтому мне надо
    поговорить с самим королём.
    Старушку отвели в покои короля:
    — Милостивый государь, — обратилась она к
    королю, — я принесла тебе необычный подарок.
    Это волшебная рыба. Когда ты её съешь, ты ста-
    нешь понимать язык птиц, зверей и рыб — язык
    всех живых существ на земле. Ты станешь самым
    могущественным королём на свете. Прикажи свое-
    му повару приготовить эту рыбу, только так, чтобы
    он не пробовал еду. Иначе и твой повар сможет
    понимать этот язык.
    Король щедро отблагодарил старушку и отдал
    рыбу своему повару Иржику, строго-настрого при-
    казав готовое кушанье не пробовать.
    Иржик принёс корзинку в кухню и стал рассмат-
    ривать рыбу. Она была очень длинная, чёрная и
    больше походила на змею, чем на рыбу. Иржик
    приложил все силы, всё своё умение, чтобы при-
    готовить рыбу наилучшим образом.

    Когда рыба была готова, Иржик не удержался и
    попробовал кусочек. «Ведь повар всегда пробует
    еду, которую готовит!» — успокаивал он себя в
    мыслях. Рыба была очень вкусной, но главное, что
    Иржик вдруг услышал тоненькие голоса под по-
    толком:
    — А нам кусочек? А нам?
    Иржик посмотрел вверх и увидел несколько мух,
    которые переговаривались между собой.
    Тут же за окном раздался гогот:
    — Идём на поле рожь клевать! Идём клевать!
    А тонкие голоса вторили:
    — Идём за околицу, идём рожь клевать!
    Иржик выглянул в окно и увидел, что это боль-
    шой серый гусь зовёт гусынь в поле.
    «Так вот почему мне нельзя было пробовать эту
    рыбу!» — подумал Иржик и поспешил к королю.

    Король похвалил Иржика за вкусную рыбу, но
    ему было интересно — послушался ли его повар,
    не пробовал ли он еды. Король решил проверить
    своего слугу и приказал ему оседлать лошадей, что-
    бы вместе прогуляться по окрестностям. Иржик
    оседлал коней, и через пару минут они с королём
    ехали, не торопясь, вдоль городской стены. А как
    только выехали за город, так конь Иржика спросил
    коня короля:
    — Не надоело тебе так плестись?
    — Не могу быстро скакать, потому что старый
    наездник сидит, — ответил ему конь короля.
    — Так ты сбрось его и будешь возить молодого
    седока! — предложил конь Иржика.
    Выслушав это, Иржик улыбнулся, но король это
    заметил. Ведь он тоже понимал язык зверей. Стал
    король подозревать, что его повар всё же попробо-
    вал рыбу. Развернул король коня и поскакал назад
    в замок. А там позвал Иржика к себе и говорит:
    — Налей-ка мне вина, Иржик, но если не до-
    льёшь или перельёшь, голова твоя с плеч.
    Стал Иржик наливать вино в бокал. Тут на окно
    сели две горлицы. Одна другую просит:
    — Дай мне хотя бы один волосок, хотя бы один!
    — Не дам, все мои, — отвечает другая, — сегодня
    утром сама Златовласка волосы расчёсывала и три
    волоска потеряла.

    Нечаянно горлица один волосок упустила, и он
    со звоном упал на пол. Иржик вздрогнул на звук
    и вино перелил. Король понял, что Иржик не по-
    слушался его приказа и сказал:
    — Буду милостив к тебе и пока казнить не стану.
    А отправишься ты в свет искать Златовласку и при-
    везёшь мне её в жены. А если не найдёшь, то уж
    точно велю казнить.
    Стал Иржик собираться в дорогу. Утром выехал
    из города и поехал куда глаза глядят. Заехал в лес
    и слышит, как кто-то попискивает:
    — Спасайтесь, кто может! Спасайтесь, кто в
    силах!
    Пригляделся Иржик, видит — горит куст, а под
    ним муравейник тлеет. Муравьи маленькие туда-
    сюда бегают, своих деток спасают из огня. Затушил
    огонь Иржик. А муравьи ему говорят:
    — Спасибо, что помог нам. Если тебе понадо-
    бимся, только подумай о нас, мы придём тебе на
    помощь.
    Улыбнулся Иржик, попрощался с муравьями
    и поехал дальше.
    Едет-едет, вдруг слышит, как наверху тонкие
    голоса пищат:
    — Ой, несчастные мы, ой, голодные! Наши ро-
    дители пропали, остались мы одни-одинёшеньки!
    Посмотрел Иржик наверх, а там на ветке сидят
    два чёрных воронёнка и слезами заливаются.
    — Не бойтесь, воронята, вы не пропадёте. Остав-
    лю вам все свои припасы, вам надолго хватит, —
    говорит им Иржик.
    — Спасибо тебе, добрый человек, — отвечают
    воронята. — Вовек тебя не забудем, а коли придёт
    нужда, вспомни про нас, мы тебе поможем.
    На том и расстались. Поехал Иржик дальше,
    ехал долго, пока не выехал к большому озеру. А у
    озера два рыбака дерутся:
    — Это моя рыба, это я её поймал! — кричит один.
    — Рыбу ты поймал! А без моей лодки и сетей
    разве бы это было возможно? — кричит другой.
    — А хотите я вас рассужу, — говорит им Ир-
    жик. — Вы мне рыбу лучше продайте, а деньги
    разделите пополам.
    Рыбаки обрадовались, что им так повезло, и
    рыбу Иржику отдали. Он щедро за неё заплатил,
    и рыбаки были очень довольны. А саму рыбу Ир-
    жик назад в озеро отпустил. Рыба выплыла на
    поверхность и говорит:
    — Спасибо, Иржик, за доброту твою. Коли тебе
    нужна будет моя помощь, только подумай обо мне,
    и я помогу.

    Попрощался Иржик с рыбой. Спрашивает у
    рыбаков:
    — А не знаете ли, где Златовласка живёт?
    — А как же не знать, — отвечают рыбаки. — На
    другом берегу озера есть гора, а на горе замок. Там
    и живёт Златовласка. Мы тебя, господин, можем
    даже на лодке туда переправить.
    Не прошло и часа, как Иржик стоял перед коро-
    лём в замке.
    — Что привело тебя сюда, любезный молодец? —
    спросил король.
    — Приказ моего короля, Ваше величество, —
    ответил Иржик. — Он приказал мне привезти
    Златовласку ему в жёны.
    — Что ж, посмотрим, сможешь ли ты это сде-
    лать, — сказал король. — Тебе надо исполнить три
    желания Златовласки. Если справишься, отвезёшь
    Златовласку своему королю в жёны, а если нет,
    то не получишь моей дочери.
    — Идёт, — ответил Иржик. — А что надо сделать?
    — Первое желание таково: вчера Златовласка
    гуляла на лугу, и у неё разорвалось жемчужное
    ожерелье. Все бусинки разлетелись по земле. Тебе
    надо собрать все до последней и к вечеру принести в
    замок.

    Пошёл Иржик на луг, стал искать жемчужинки,
    каждую травинку отодвигал, но к полудню сильно
    устал и понял, что с этим заданием ему не спра
    виться. «Эх, были бы тут мои друзья — мура
    вьи!» — подумал он, как откуда ни возьмись, они
    и появились.
    — Чем помочь тебе, Иржик? — спросили му
    равьи.
    — Златовласка потеряла на лугу жемчужное
    ожерелье, бусинки рассыпались по всему лугу,
    а мне их надо к вечеру собрать. Помогите мне, —
    ответил Иржик.
    — Для нас это пустяк, — закричали муравьи
    и разбежались по лугу. Вскоре у Иржика в руках
    были все жемчужинки, и он поспешил в замок.
    Король пересчитал все бусинки, улыбнулся и
    сказал:
    — Что ж, с этим заданием ты справился. Ты при
    нёс все бусинки из ожерелья. Сейчас иди отдыхать,
    а завтра с утра надо будет исполнить следующее
    желание: Златовласка утром уронила кольцо в
    озеро. Тебе надо будет его найти и доставить в
    замок. 

    Иржик выспался, а с утра отправился к озеру.
    Стал нырять, но на дне ничего не нашёл. «Эх, была
    бы здесь моя рыба, может бы она сумела мне по-
    мочь?» — подумал Иржик. Тут услышал всплеск
    волны, и выглянула из воды рыба.
    — Что случилось, Иржик? Чем помочь? — спро-
    сила рыба.
    Рассказал ей Иржик про кольцо, а рыба и
    говорит:
    — Да я только что видела щуку, у которой коль-
    цо на плавнике. Она мимо проплывала! Сейчас
    будет кольцо у тебя!
    Не прошло и трёх минут, как кольцо Иржик
    держал в руках. Он тут же поспешил к королю.
    Король ещё шире улыбнулся, поблагодарил Ир-
    жика и сказал:
    — Что ж, сейчас иди спать, а завтра с утра тебе
    надо будет принести живой и мёртвой воды. Это
    третье желание Златовласки.
    Утром Иржик побрёл куда глаза глядят. Он не
    знал, где такую воду можно найти. Да только
    вспомнил он вдруг про воронят. А они тут как тут:
    — Что ты опечалился, Иржик?
    — Нужна мне мёртвая и живая вода, а я не знаю,
    где их найти, — отвечает Иржик.

    — Зато мы знаем где! — закричали воронята,
    схватили у него две тыквенных фляги и улетели.
    Не прошло и часа, как вернулись они назад.
    Один держал флягу с мёртвой водой, другой —
    флягу с живой.
    Пошёл Иржик в замок, а по дороге услышал, как
    кто-то зовёт на помощь. Присмотрелся и увидел,
    как в паутину попала маленькая мушка. Не разду-
    мывая, капнул он мёртвой водой на паука, и тот
    замертво свалился.
    Освободил он мушку, а она ему и говорит:
    — Спасибо, что ты спас мне жизнь. Я тебя за это
    отблагодарю. Знаю, что ты приехал за Златовлас-
    кой, но без меня ты её не найдёшь. Ведь у короля
    двенадцать дочерей и только одна с золотыми воло-
    сами. Завтра он устроит тебе последнее испытание.
    Выйдут все дочери с головы до пят закрытые по-
    крывалами. Смело возьми за руку лишь ту, над
    которой я буду кружить.
    Поблагодарил Иржик муху и отправился в за-
    мок. На следующий день всё так и вышло. Вышли
    в зал двенадцать стройных девушек, но кто из них
    Златовласка, никто бы угадать не смог. Стал
    Иржик ходить вокруг каждой девушки, вдруг
    видит — мушка появилась. Летит рядом с ним и
    говорит:
    — Эту не бери, и эту не бери, и эта — не она,
    а вот это — она!
    Взял Иржик девушку за руку и говорит:
    — Вот Златовласка, король!
    — Что ж, угадал, Иржик. Это она и есть. Мо-
    жешь везти её в королевство своему королю в
    жёны, — ответил король.
    Собрал он приданое и отправил Златовласку
    и Иржика в путь.
    Привёз Иржик Златовласку своему королю.
    Король не нарадуется, вокруг девушки ходит, лю-
    буется, а Иржику и говорит:
    — Что ж, волю мою ты исполнил, поэтому велю
    тебя не повесить, а только голову отрубить, но
    похороню с почестями.
    Так Иржика и казнили. А Златовласка просит
    короля:
    — Подари мне твоего мёртвого слугу Иржика.
    Не мог король Златовласке отказать в подарке.
    А она пришла туда, где его тело лежало, пристави-
    ла отрубленную голову к телу, полила это место
    мёртвой водой — голова к телу приросла. А полила
    потом живой водой — Иржик ожил и стал ещё
    моложе и красивее, чем раньше.
    Увидел король, что его слуга воскрес да ещё кра-
    сивее стал. Приказал король себя казнить, чтобы
    тоже моложе и красивее стать. Казнили короля.
    Стали голову к телу прикладывать и живой водой
    рану поливать, а голова никак не прирастает. Лили
    живую воду, лили, но всё без пользы. Решили тогда
    Иржика королём выбрать.
    Стал Иржик королём, а Златовласка за него
    замуж вышла. Стали они жить в радости и спра-
    ведливости.

     

     

    Подробнее
  • О чём шепчутся раки

    Удивляюсь на раков — до чего много, ка-
    жется, напутано у них лишнего: сколько ног,
    какие усы, какие клешни, и ходит хвостом
    наперёд, и хвост называется шейкой. Но все-
    го более дивило меня в  детстве, что когда
    раков соберут в ведро, то они между собой
    начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шеп-
    чутся, а о чём — не поймёшь.
    И когда скажут: «Раки перешептались»,  —
    это значит — они умерли, и вся их рачья
    жизнь в шёпот ушла.
    В нашей речке Вертушинке раньше, в  моё
    время, раков было больше, чем рыбы.
    И вот однажды бабушка Домна Ивановна
    с  внучкой своей Зиночкой собрались к  нам
    на Вертушинку за раками. Бабушка с внучкой
    пришли к нам вечером, отдохнули немного  —
    и на реку. Там они расставили свои рачьи
    сеточки. Эти рачьи сачки у нас все делают
    сами: загибается ивовый прутик кружком, кру-
    жок обтягивается сеткой от старого невода, на
    сетку кладётся кусочек мяса или чего-нибудь,
    а  лучше всего кусочек жареной и духовитой
    для раков лягушки. Сеточки опускают на дно.
    Учуяв запах жареной лягушки, раки вылеза-
    ют из береговых печур, ползут на сетки. Вре-
    мя от времени сачки за верёвки вытаскивают
    кверху, снимают раков и опять опускают.

    Простая эта штука. Всю ночь бабушка
    с  внучкой вытаскивали раков, наловили целую
    большую корзину и утром собрались назад,
    за десять вёрст к себе в деревню. Солныш-
    ко взошло, бабушка с внучкой идут, рас-
    парились, разморились. Им уж теперь не до
    раков, только бы добраться домой.
    — Не перешептались бы раки, — сказала
    бабушка.
    Зиночка прислушалась.
    Раки в корзинке шептались за спиной ба-
    бушки.
    — О чём они шепчутся? — спросила Зиночка.
    — Перед смертью, внученька, друг с другом
    прощаются.
    А раки в это время совсем не шептались.
    Они только тёрлись друг о друга шершавыми
    костяными бочками, клешнями, усиками, шей-
    ками, и  от этого людям казалось, будто от
    них шёпот идёт. Не умирать раки собирались,
    а жить хотели. Каждый рак все свои ножки
    пускал в дело, чтобы хоть где-нибудь найти
    дырочку, и дырочка нашлась в корзинке, как
    раз чтобы самому крупному раку пролезть.

    Один рак вылез крупный, за ним более
    мелкие шутя выбрались, и пошло, и пошло:
    из  корзинки  — на бабушкину кацавейку, с  ка-
    цавейки — на  юбку, с  юбки — на дорожку,
    с дорожки — в  траву, а из травы  — рукой
    подать речка.
    Солнце палит и палит. Бабушка с внучкой
    идут и идут, а раки ползут и ползут. Вот
    подходят Домна Ивановна с Зиночкой к де-
    ревне. Вдруг бабушка остановилась, слушает,
    что в корзинке у раков делается, и ничего
    не слышит. А что корзинка-то лёгкая стала,
    ей и невдомёк: не спавши ночь, до того ухо-
    дилась старуха, что и плеч не чует.
    — Раки-то, внученька, — сказала бабуш-
    ка,  — должно быть, перешептались.
    — Померли? — спросила девочка.
    — Уснули, — ответила бабушка, — не шеп-
    чутся больше.

    Пришли к избе, сняла бабушка корзинку,
    подняла тряпку:
    — Батюшки родимые, да где же раки-то?
    Зиночка заглянула — корзина пустая.
    Поглядела бабушка на внучку — и только
    руками развела.
    — Вот они, раки-то, — сказала она,  —
    шептались! Я думала — они это друг с  дру-
    гом перед смертью, а  они это с нами, дура-
    ками, прощались.

    Подробнее
  • Кнут-музыкант

     

    Жил-был мальчик-сирота по имени Кнут. Жил
    он вместе с бабушкой в маленькой лачужке на
    берегу моря. Бабушка Кнута пряла пряжу, а Кнут
    носил её продавать в усадьбу помещика Петермана.
    На деньги, вырученные за пряжу, бабушка поку-
    пала муку и пекла ржаные лепёшки. Жили они
    очень бедно.
    Однажды Кнут играл на берегу моря и случай-
    но нашёл среди камней маленькую камышовую
    дудочку. Подобных дудочек у него было много.
    Мальчик дунул в дудочку, и та заиграла весёлую
    песню. Кнут дунул второй раз, и дудочка запела
    грустную песню. А когда Кнут дунул в третий раз,
    дудочка запела колыбельную песню. Других песен
    дудочка не знала. Кнут заскучал, сунул её в карман
    и стал раздумывать, как раздобыть еды на ужин.
    Вдруг на берег набежала волна, и Кнут услышал,
    как она прошептала:
    — Кнут, не видел ли ты тут дудочку морской
    царевны? Дудочка играет только три песни: весё-
    лую — и тогда все смеются, грустную — и тогда все
    плачут, и колыбельную — тогда все засыпают.
    — Так это волшебная дудочка? — спросил
    Кнут. — Я нашёл её, но не отдам ни за что!
    Волна, проворчав что-то, отхлынула от берега,
    а Кнут достал дудочку и сказал:
    — Сделай так, чтобы я поймал много рыбы!

     

     

    Мальчик дунул в дудочку, и она запела колы-
    бельную песню. Не прошло и минуты, как у самого
    берега стала всплывать спящая рыба. Её было так
    много, что Кнут побежал домой за корзинкой. Но
    когда он вернулся назад, на берегу сидели птицы,
    слетевшиеся полакомиться рыбой. К птицам же
    подбирались в это время охотники и сам помещик
    Петерман. Такой удачной охоты у них никогда
    не было.
    — Привет, Кнут! — крикнул помещик Петер-
    ман. — Как ты смог приманить столько птиц?
    — Я играл на дудочке рыбам, но прилетело много
    птиц. Наверное, им понравилась моя музыка, —
    ответил Кнут.
    — Значит ты очень талантливый музыкант, —
    сказал помещик Петерман. — Я так и буду тебя
    звать — Кнутмузыкант. А ещё я хочу пригласить
    тебя сегодня на ужин, а то ты очень похудел в по-
    следнее время.
    — Спасибо, господин Петерман, я непременно
    буду, — ответил Кнут.
    Мальчик вернулся домой и рассказал обо всём
    бабушке.
    — Хорошо, Кнут, сходи в гости к помещику.
    Только не иди через Киикальский лес. Там живут
    эльфы, горный король, снежный король и королева
    лесов. Встретить их не к добру. Лучше идти бере-
    гом, — посоветовала бабушка.

     

     

    Но Кнут-музыкант бабушку не послушался и
    пошёл прямиком через Киикальский лес. Он весе-
    ло шагал, напевая песенку, как вдруг наткнулся
    на маленького старичка, который с трудом вёз
    тележку, гружёную листами железа.
    — Не могу ли я Вам помочь? — спросил Кнут.
    — Помоги, если хочешь, — ответил старичок.
    Кнут покатил тележку, и вскоре они оказались
    в золотой пещере, украшенной драгоценными
    камнями.

     

    — Это мой дворец, — сказал старичок, — ведь
    я горный король! Очень хочу угостить тебя са-
    мой лучшей едой в моём королевстве — калёным
    листовым железом! Мы привезли свежее железо,
    осталось только прокалить его в печи. Через пару
    минут оно будет готово, поэтому лезь сразу в печь
    и угощайся.
    — Благодарю Вас, но я бы скорее поел хлеба
    с молоком, — ответил Кнут.
    Тут старичок схватил мальчика за шиворот и
    потащил к печи. Кнут сильно сопротивлялся, и в
    конце концов ему удалось вырваться из цепких рук
    горного короля. Кнут бросился бежать со всех ног
    и перевёл дух только тогда, когда гора осталась
    далеко позади.

     

    «Эх, жаль, что не послушал бабушку, но теперь
    уже поздно что-то изменить, надо идти дальше», —
    подумал Кнут.
    В лесу стало холодать, и чем дальше Кнут углуб-
    лялся в лес, тем становилось холоднее. Кнут вышел
    на дорогу, покрытую снегом, и дорога привела его
    к снежной горе.
    «Надо же, только что было лето и уже зима!» —
    удивлённо подумал Кнут.
    Не успел он и шага ступить, как провалился в
    яму. Когда Кнут пришёл в себя и осмотрелся,
    то оказалось, что он находится в сверкающем ледя-
    ном дворце. В центре зала на троне сидел снежный
    великан. Это был снежный король. Вокруг него
    сновали слуги-снежки.
    — К нам в гости пожаловал Кнут-музыкант! —
    сказал великан, — давайте его поприветствуем!
    Слуги-снежки выстроились в ряд и дружно по-
    здоровались.
    — Эй, слуги, немедленно искупать нашего гостя
    в ледяной воде и высушить на морозе! — приказал
    великан. — Пусть из него получится такой же
    снежный слуга, как все вы! А после купания на-
    кормить его фруктовыми снежинками, ледяными
    конфетами и самым крупным градом.
    — Я бы с удовольствием съел какой-нибудь
    горячей еды, — попросил Кнут.

     

     

    Но не тут-то было. Слуги кинулись исполнять
    приказ. Кнут попятился и вспомнил про вол-
    шебную дудочку. Он еле успел поднести её к гу-
    бам и заиграть весёлую песню. Снежный великан
    затрясся и против своей воли стал хохотать. Он за-
    дыхался от смеха, но остановиться не мог. Слуги-
    снежки тоже хохотали и от смеха падали на пол,
    рассыпаясь на снежинки. Кнут-музыкант еле сдер-
    живался, чтобы не захохотать вместе с ними. Снеж-
    ный король задохнулся от смеха, и всё снежное
    королевство в одночасье растаяло.

     

    Кнут снова оказался в летнем лесу. Он находился
    в центре красивой поляны, сплошь заросшей зем-
    ляникой. Кнут нагнулся, чтобы сорвать ягодки,
    но они разлетелись в разные стороны. Кнут удивил-
    ся и решил внимательнее рассмотреть загадочную
    землянику. Оказалось, что ягодки держали в руках
    маленькие эльфы — полным ходом шла уборка
    земляники. Распоряжалась уборкой урожая сама
    королева эльфов.
    — К нам пожаловал в гости Кнут-музыкант! —
    сообщила всем королева. — Что случилось с тобой,
    что ты так похудел?
    — Мне давно не приходилось есть нормальной
    человеческой пищи, — ответил Кнут.
    — Тогда тебя надо накормить, — сказала короле-
    ва эльфов. — Принесите скорее маковое зернышко
    и каплю земляничного сока!

     

    — Спасибо, уважаемая королева, но я бы с удо-
    вольствием выпил чашку молока и съел кусочек
    ржаной лепёшки, — ответил Кнут.
    — Неблагодарный мальчишка, ты перечишь
    мне, королеве эльфов? — воскликнула короле
    ва. — Позовите сюда пауков, пусть они свяжут
    неблагодарного гостя!
    Тотчас пауки стали оплетать Кнута паутиной, и
    через минуту мальчик уже не мог пошевелиться.
    Эльфы радостно прыгали на нём и щекотали его
    маленькими пёрышками.
    — Милые эльфы, я согласен съесть даже кусок
    деревяшки, только бы вы не сердились на меня, —
    сказал Кнут. — Достаньте из моего кармана дере-
    вянную палочку, я мигом её съем.
    Маленький эльф скользнул к нему в карман и
    нашёл там камышовую дудочку. Он сунул её в рот
    мальчику, а именно это и нужно было Кнуту-музы-
    канту. Мальчик дунул в дудочку, и она заиграла
    грустную песню. Эльфы на мгновение затихли,
    а потом все разом в голос зарыдали.
    — Милые эльфы, скорее развяжите меня, а то
    я никак не могу остановить свою дудочку. Иначе
    придётся вам плакать всю свою жизнь, — сказал
    Кнут.
    Эльфы, рыдая, бросились его распутывать, толь-
    ко бы поскорее закончить это мучение.

     

    Кнут поднёс дудочку к губам и на этот раз
    заиграл весёлую песню, которая развеселила ма-
    леньких человечков до упаду. Они плясали, пели,
    хохотали и кричали, словно сошли с ума.
    Кнут, воспользовавшись общей суматохой, сумел
    незаметно уйти.
    «Ну, что ж, — подумал Кнут. — С горным коро-
    лём, со снежным королём и королевой эльфов я уже
    познакомился. Осталась только королева лесов.
    Выйти бы мне живым после всего»!
    Кнут зашагал быстрее и через некоторое время
    оказался у небольшого болота, заросшего спелой
    морошкой. Он очень хотел есть, но путь к болоту
    преграждала поваленная бурей старая ель. Кнут ре-
    шил перелезть через ель и сорвать несколько ягод.
    Но как только Кнут полез на поваленное дерево,
    дерево задрожало и поднялось во весь рост. Кнут
    оказался на одной из верхних веток. У него дух
    перехватило от страха.
    — Ха, это ты, Кнут-музыкант? — прошелестела
    ель. — Зачем ты разбудил меня? Разве ты не зна-
    ешь, кто я?
    — Думаю, что я догадался, — ответил Кнут. —
    Вы королева леса.
    — Да, правильно. Ты попал в мои владения и
    находишься в моём замке. Он тебе нравится?
    Кнут оглянулся вокруг, но кроме дремучего леса
    ничего не увидел.

    — Уважаемая королева леса, замок Ваш мне
    очень нравится, — ответил Кнут. — Нельзя ли мне
    спуститься на землю? Я очень голоден и хотел
    собрать немного ягод.
    — Если ты голоден, то есть надо кору и мох.
    Я прикажу угостить тебя по-королевски.
    — Я бы с удовольствием съел ржаную лепёшку
    и выпил стакан молока, — попросил Кнут.
    — Молока и хлеба? Неблагодарный мальчиш-
    ка, как можешь ты отказываться от королевского
    угощения? — закричала королева леса. — Я нака-
    жу тебя за это. Эй, ястреб, забирай этого неблаго-
    дарного мальчишку себе на ужин!
    Тут Кнут заметил сидящего на вершине ели
    ястреба, и ему стало страшно. Он никак не мог
    придумать, как ему слезть с дерева. Но тут он
    почувствовал, как кто-то коснулся его руки и
    побежал к плечу. Кнут увидел маленького эльфа,
    который из последних сил тянул за собой камышо-
    вую дудочку. Когда Кнут был ещё на земляничной
    поляне, маленький эльф забрался к нему в карман
    из любопытства, а потом решил остаться с маль-
    чиком и немного попутешествовать.
    — Бери скорее дудочку, — прошептал эльф, —
    и играй!
    Кнут дунул в дудочку, и она запела колыбель-
    ную песню.

    Ель зевнула, расправила свои ветки, глубоко
    вздохнула и заснула. Ястреб закрыл глаза и тоже
    заснул.
    Кнут слез с дерева и быстро побежал к просёлоч-
    ной дороге. До дома помещика Петермана отсюда
    было рукой подать. Но как Кнут не торопился,
    к обеду он опоздал.
    — Что же ты так поздно, Кнут-музыкант? —
    спросил помещик Петерман.
    — Извините, господин, но мне пришлось уже
    несколько раз пообедать — калёным железом,
    снежинками и ледяными конфетами, маковым
    зёрнышком, корой и мхом, — ответил Кнут.
    — Так значит, ты уже наелся и теперь сыт? —
    засмеялся помещик Петерман. — Тогда лучше
    поиграй на своей дудочке, пока мы будем ужинать.
    Кнут поднёс дудочку к губам и заиграл грустную
    песню. Люди, сидящие за столом, стали всхлипы-
    вать, а Петерман, смахнув слезу со щеки, сказал:
    — Хватит, Кнут, твоя музыка очень грустная,
    лучше садись и поужинай с нами.
    Кнут перестал играть и жадно принялся за еду.
    А после ужина, прихватив с собой гостинцы для
    бабушки, Кнут побежал домой. Но возвращался он
    уже берегом, чтобы наверняка без всяких приклю-
    чений добраться до дома.

    Подробнее

Последние статьи

Популярные