Популярные Статьи
-
Голодная волчиха встала, чтобы идти наохоту. Её волчата, все трое, крепко спали,сбившись в кучу, и грели друг друга. Онаоблизала их и пошла.Был уже весенний месяц март, но по ночамдеревья трещали от холода, как в декабре,и едва высунешь язык, как его начиналосильно щипать. Волчиха была слабого здоро-вья, мнительная; она вздрагивала от малейше-го шума и всё думала о том, как бы домабез неё кто не обидел волчат. Запах челове-ческих и лошадиных следов, пни, сложенныедрова и тёмная унавоженная дорога пугалиеё; ей казалось, будто за деревьями в по-тёмках стоят люди и где-то за лесом воютсобаки.Она была уже не молода, и чутьё у неёослабело, так что, случалось, лисий след онапринимала за собачий, а иногда даже, обма-нутая чутьём, сбивалась с дороги, чего с неюникогда не бывало в молодости. По слабо-сти здоровья она уже не охотилась на теляти крупных баранов, как прежде, и уже далекообходила лошадей с жеребятами, а питаласьодною падалью; свежее мясо ей приходилоськушать очень редко, только весной, когдаона, набредя на зайчиху, отнимала у неё де-тей или забиралась к мужикам в хлев, гдебыли ягнята.В верстах четырёх от её логовища, у почто-вой дороги, стояло зимовье. Тут жил сторожИгнат, старик лет семидесяти, который всёкашлял и разговаривал сам с собой; обыкно-венно ночью он спал, а днём бродил по лесус ружьём-одностволкой и посвистывал на зай-цев. Должно быть, раньше он служил в ме-ханиках, потому что каждый раз, прежде чемостановиться, кричал себе: «Стоп, машина!»и прежде чем пойти дальше: «Полный ход!»При нём находилась громадная чёрная собаканеизвестной породы, по имени Арапка. Ког-да она забегала далеко вперёд, то он кри-чал ей: «Задний ход!» Иногда он пел и приэтом сильно шатался и часто падал (волчихадумала, что это от ветра) и кричал: «Сошёлс рельсов!»Волчиха помнила, что летом и осенью око-ло зимовья паслись баран и две ярки, и ког-да она не так давно пробегала мимо, тоей послышалось, будто в хлеву они блеяли.И теперь, подходя к зимовью, она сообража-ла, что уже март и, судя по времени, в хле-ву должны быть ягнята непременно. Её мучилголод, она думала о том, с какою жадностьюона будет есть ягнёнка, и от таких мыслейзубы у неё щёлкали и глаза светились в по-тёмках, как два огонька.Изба Игната, его сарай, хлев и колодецбыли окружены высокими сугробами. Былотихо. Арапка, должно быть, спала под сараем.По сугробу волчиха взобралась на хлеви стала разгребать лапами и мордой соло-менную крышу. Солома была гнилая и рых-лая, так что волчиха едва не провалилась;на неё вдруг прямо в морду пахнуло тёплымпаром и запахом навоза и овечьего моло-ка. Внизу, почувствовав холод, нежно забле-ял ягнёнок. Прыгнув в дыру, волчиха упалапередними лапами и грудью на что-то мягкоеи тёплое, должно быть, на барана, и в этовремя в хлеву что-то вдруг завизжало, зала-яло и залилось тонким, подвывающим голо-ском, овцы шарахнулись к стенке, и волчиха,испугавшись, схватила, что первое попалосьв зубы, и бросилась вон…Она бежала, напрягая силы, а в это времяАрапка, уже почуявшая волка, неистово выла,кудахтали в зимовье потревоженные куры,и Игнат, выйдя на крыльцо, кричал:— Полный ход! Пошёл к свистку!И свистел, как машина, и потом —го-го-го-го!.. И весь этот шум повторяло лес-ное эхо.Когда мало-помалу всё это затихло, вол-чиха успокоилась немного и стала замечать,что её добыча, которую она держала в зу-бах и волокла по снегу, была тяжелее и какбудто твёрже, чем обыкновенно бывают в этупору ягнята; и пахло как будто иначе, и слы-шались какие-то странные звуки… Волчихаостановилась и положила свою ношу на снег,чтобы отдохнуть и начать есть, и вдруг от-скочила с отвращением. Это был не ягнёнок,а щенок, чёрный, с большой головой и навысоких ногах, крупной породы, с таким жебелым пятном во весь лоб, как у Арапки.Судя по манерам, это был невежа, простойдворняжка. Он облизал свою помятую, ране-ную спину и как ни в чём не бывало замахалхвостом и залаял на волчиху. Она зарычала,как собака, и побежала от него. Он за ней.Она оглянулась и щёлкнула зубами; он оста-новился в недоумении и, вероятно, решив, чтоэто она играет с ним, протянул морду по на-правлению к зимовью и залился звонким ра-достным лаем, как бы приглашая мать своюАрапку поиграть с ним и с волчихой.Уже светало, и когда волчиха пробираласьк себе густым осинником, то было видно от-чётливо каждую осинку, и уже просыпалисьтетерева, и часто вспархивали красивые пету-хи, обеспокоенные неосторожными прыжкамии лаем щенка.«Зачем он бежит за мной? — думала вол-чиха с досадой. — Должно быть, он хочет,чтобы я его съела».Жила она с волчатами в неглубокой яме;года три назад во время сильной бури вы-вернуло с корнем высокую старую сосну, от-чего и образовалась эта яма. Теперь на днееё были старые листья и мох, тут же ва-лялись кости и бычьи рога, которыми игра-ли волчата. Они уже проснулись и все трое,очень похожие друг на друга, стояли рядомна краю своей ямы и, глядя на возвращав-шуюся мать, помахивали хвостами. Увидев их,щенок остановился поодаль и долго смотрелна них; заметив, что они тоже внимательносмотрят на него, он стал лаять на них сер-дито, как на чужих.Уже рассвело и взошло солнце, засверкалкругом снег, а он всё стоял поодаль и лаял.Волчата сосали свою мать, пихая её лапамив тощий живот, а она в это время грызлалошадиную кость, белую и сухую; её мучилголод, голова разболелась от собачьего лая,и хотелось ей броситься на непрошеного гос тяи разорвать его.Наконец щенок утомился и охрип; видя,что его не боятся и даже не обращают нанего внимания, он стал несмело, то приседая,то подскакивая, подходить к волчатам. Теперь,при дневном свете, легко уже было рассмо-треть его… Белый лоб у него был большой,а на лбу бугор, какой бывает у очень глу-пых собак; глаза были маленькие, голубые,тусклые, а выражение всей морды чрезвычай-но глупое. Подойдя к волчатам, он протянулвперёд широкие лапы, положил на них мордуи начал:— Мня, мня… нга-нга-нга!..Волчата ничего не поняли, но замахали хвос-тами. Тогда щенок ударил лапой одного вол-чонка по большой голове. Волчонок тоже уда-рил его лапой по голове. Щенок стал к немубоком и посмотрел на него искоса, помахиваяхвостом, потом вдруг рванулся с места и сде-лал несколько кругов по нас ту. Волчата погна-лись за ним, он упал на спину и задрал вверхноги, а они втроём напали на него и, визжаот восторга, стали кусать его, но не больно,а в шутку. Вороны сидели на высокой соснеи смотрели сверху на их борьбу, и очень бес-покоились. Стало шумно и весело. Солнце при-пекало уже по-весеннему; и петухи, то и делоперелетавшие через сосну, поваленную бурей,при блеске солнца казались изумрудными.Обыкновенно волчихи приучают своих детейк охоте, давая им поиграть добычей; и те-перь, глядя, как волчата гонялись по насту защенком и боролись с ним, волчиха думала:«Пускай приучаются».Наигравшись, волчата пошли в яму и леглиспать. Щенок повыл немного с голоду, потомтакже растянулся на солнышке. А проснув-шись, опять стали играть.Весь день и вечером волчиха вспоминала,как прошлою ночью в хлеву блеял ягнёноки как пахло овечьим молоком, и от аппети-та она всё щёлкала зубами и не переставалагрызть с жадностью старую кость, воображаясебе, что это ягнёнок. Волчата сосали, а ще-нок, который хотел есть, бегал кругом и об-нюхивал снег.«Съем-ка его…» — решила волчиха.Она подошла к нему, а он лизнул её в мор-ду и заскулил, думая, что она хочет игратьс ним. В былое время она едала собак, ноот щенка сильно пахло псиной, и, по слабо-сти здоровья, она уже не терпела этого запа-ха; ей стало противно, и она отошла прочь…К ночи похолодело. Щенок соскучилсяи ушёл домой.Весь день и вечером волчиха вспоминала,как прошлою ночью в хлеву блеял ягнёноки как пахло овечьим молоком, и от аппети-та она всё щёлкала зубами и не переставалагрызть с жадностью старую кость, воображаясебе, что это ягнёнок. Волчата сосали, а ще-нок, который хотел есть, бегал кругом и об-нюхивал снег.«Съем-ка его…» — решила волчиха.Она подошла к нему, а он лизнул её в мор-ду и заскулил, думая, что она хочет игратьс ним. В былое время она едала собак, ноот щенка сильно пахло псиной, и, по слабо-сти здоровья, она уже не терпела этого запа-ха; ей стало противно, и она отошла прочь…К ночи похолодело. Щенок соскучилсяи ушёл домой.Когда волчата крепко уснули, волчиха опятьотправилась на охоту. Как и в прошлую ночь,она тревожилась малейшего шума, и её пу-гали пни, дрова, тёмные, одиноко стоящиекусты можжевельника, издали похожие налюдей. Она бежала в стороне от дороги, понасту. Вдруг далеко впереди на дороге за-мелькало что-то тёмное… Она напрягла зрениеи слух: в самом деле, что-то шло впереди,и даже слышны были мерные шаги. Не бар-сук ли? Она осторожно, чуть дыша, забираявсё в сторону, обогнала тёмное пятно, огля-нулась на него и узнала. Это, не спеша, ша-гом, возвращался к себе в зимовье щенокс белым лбом.«Как бы он опять мне не помешал», — по-думала волчиха и быстро побежала вперёд.Но зимовье было уже близко. Она опятьвзобралась на хлев по сугробу. Вчерашняядыра была уже заделана яровой соломой,и по крыше протянулись две новые слеги.Волчиха стала быстро работать ногами и мор-дой, оглядываясь, не идёт ли щенок, но едвапахнуло на неё тёплым паром и запахом на-воза, как сзади послышался радостный, залив-чатый лай. Это вернулся щенок. Он прыгнулк волчихе на крышу, потом в дыру и, почув-ствовав себя дома, в тепле, узнав своих овец,залаял ещё громче… Арапка проснулась подсараем и, почуяв волка, завыла, закудахталикуры, и когда на крыльце показался Игнат сосвоей одностволкой, то перепуганная волчихабыла уже далеко от зимовья.— Фюйть! — засвистел Игнат. — Фюйть!Гони на всех парах!Он спустил курок — ружьё дало осечку;он спустил ещё раз — опять осечка; он спу-стил в третий раз — и громадный огненныйсноп вылетел из ствола и раздалось оглуши-тельное «бу! бу!». Ему сильно отдало в пле-чо; и, взявши в одну руку ружьё, а в другуютопор, он пошёл посмотреть, отчего шум…Немного погодя он вернулся в избу.— Что там? — спросил хриплым голо-сом странник, ночевавший у него в эту ночьи разбуженный шумом.— Ничего… — ответил Игнат. — Пустоедело. Повадился наш Белолобый с овцамиспать, в тепле. Только нет того понятия, что-бы в дверь, а норовит всё как бы в крышу.Намедни ночью разобрал крышу и гулятьушёл, подлец, а теперь вернулся и опять раз-ворошил крышу.— Глупый.— Да, пружина в мозгу лопнула. Смерть нелюблю глупых! — вздохнул Игнат, полезая напечь. — Ну, божий человек, рано ещё вста-вать, давай спать полным ходом…А утром он подозвал к себе Белолобого,больно оттрепал его за уши и потом, нака-зывая его хворостиной, всё приговаривал:— Ходи в дверь! Ходи в дверь! Ходив дверь!
-
Введение
Актуальность исследования. Развитая и красивая речь – залог успешной социализации ребенка в обществе. Современное общество и новые стандарты образования предъявляют рад требований к речи детей. Во всех программах дошкольного возраста, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО), одним из целевых ориентиров является хорошее владение устной речью, у ребенка должны складываться предпосылки грамотности.
К сожалению, дети с речевыми нарушениями, в частности с дизартрией, испытывают трудности в овладении грамотной устной речи (в частности лексико-грамматического строя речи). Необходимо искать такие пути работы, которые бы помогали ребенку успешно и безболезненно исправлять недостатки речи.
В логопедической практике используются как традиционные, так и нетрадиционные методы работы. В настоящее время все большую актуальность приобретает такой нетрадиционный метод как сказкотерапия.
Использование сказки помогает комплексно воздействовать не только на психическое состояние ребенка, но и на его речь. Благодаря сказкам занятие становиться более эффективным, поскольку в дошкольном возрасте детям интересны сказки, материал становится более доступным к пониманию, дети усваивают материал непринужденно, без давления. Не стоит забывать и о том, что, используя сказку, мы обогащаем словарный запас ребенка, дают образцы грамматически правильных форм предложений.
Нами поставлена цель – определить состояние лексико-грамматического строя речи и влияние сказкотерапии на формирование речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Гипотеза исследования: развитие лексико-грамматического строя речи будет более эффективным, если в логопедической работе использовать
сказкотерапию (логосказки).
Объект исследования – процесс формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования – использование сказкотерапии как средства формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников с дизартрией.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать теоретическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
- раскрыть понятие сказкотерапия и определить ее влияние на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников с дизартрией;
- выявить особенности лексико-грамматического строя речи детей с дизартрией;
- разработать и апробировать комплекс занятий с использованием сказкотерапии по формированию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста с дизартрией;
- проследить динамику развития лексико-грамматического строя речи в процессе исследования.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ теоретической и методической литературы;
- анализ логопедической документации (в частности речевые карты), заключений психолого-медико-педагогической комиссии;
- наблюдение;
- эксперимент (диагностика по методике, разработанной на основе «Технологии обследования речи» Н.М. Трубниковой.);
- математическая обработка данных.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
-
Белоснежка и семь гномов (Братья Гримм)
Было то в середине зимы, падали снежинки, точно пух с неба, и сидела королева у окошка, - рама его была из черного дерева, - и шила королева. Шила она, загляделась на снег и уколола иглою палец, и упало три капли крови на снег. А красное на белом снегу выглядело так красиво, что подумала она про себя:
«Если бы родился у меня ребенок, белый, как этот снег, и румяный, как кровь, и черноволосый, как дерево на оконной раме!»
И родила королева вскоре дочку, и была она бела, как снег, как кровь, румяна, и такая черноволосая, как черное дерево, - и прозвали ее потому Белоснежкой. А когда ребенок родился, королева умерла.
Год спустя взял король себе другую жену. То была красивая женщина, но гордая и надменная, и она терпеть не могла, когда кто-нибудь превосходил ее красотой. Было у нее волшебное зеркальце, и когда становилась она перед ним и гляделась в него, то спрашивала:
Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей во всей стране?
И зеркало отвечало:
Вы всех, королева, красивей в стране.
И она была довольна, так как знала, что зеркало говорит правду. Белоснежка за это время подросла и становилась все красивей, и когда ей исполнилось семь лет, была она такая прекрасная, как ясный день, и красивее самой королевы. Когда королева спросила у своего зеркальца:
Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей во всей стране?
Оно ответило так:
Вы, госпожа королева, красивы собой,
Все же Белоснежка в тысячу крат выше красой!
Испугалась тогда королева, пожелтела, позеленела от зависти. С того часа увидит она Белоснежку - и сердце у нее разрывается, так стала она ненавидеть девочку. И зависть, и высокомерие росли, точно сорные травы, в ее сердце все выше и выше, и не было у нее отныне покоя ни днем, ни ночью. Тогда подозвала она одного из своих егерей и сказала:
- Отнеси ребенка в лес, я больше видеть ее не могу. Ты должен ее убить и принести мне в знак доказательства ее легкие и печень.
Егерь повиновался и завел девочку в лес, но когда вытащил он свой охотничий нож и, хотел было уже пронзить ни в чем не повинное сердце Белоснежки, стала та плакать и просить:
- Ах, милый егерь, оставь ты меня в живых, я убегу далеко в дремучий лес и никогда не вернусь домой.
И оттого что была она прекрасна, сжалился над нею егерь и сказал:
- Так и быть, беги, бедная девочка!
И точно камень свалился у него с сердца, когда не пришлось ему убивать Белоснежку. На ту пору как раз подбежал молодой олень, и заколол его егерь, вынул у него легкие и печень и принес их королеве в знак того, что приказанье ее исполнено. Повару было велено сварить их в соленой воде, и злая женщина их съела, думая, что это легкие и печень Белоснежки.
И осталась бедная девочка в большом лесу одна-одинешенька, и стало ей так страшно, что все листочки на деревьях оглядела она, не зная, как быть ей дальше, как горю помочь. Пустилась она бежать, и бежала по острым камням, через колючие заросли, и прыгали около нее дикие звери, но ее не трогали. Бежала она, сколько сил хватило, и вот стало уже вечереть, увидела она маленькую избушку и вошла в нее отдохнуть. А в избушке той все было таким маленьким, но красивым и чистым, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Стоял там накрытый белой скатертью столик, а на нем семь маленьких тарелочек, у каждой тарелочки по ложечке, а еще семь маленьких ножей и вилочек и семь маленьких кубков. Стояли у стены семь маленьких кроваток, одна возле другой, и покрыты они были белоснежными покрывалами. Захотелось Белоснежке поесть и попить, и взяла она из каждой тарелочки понемногу овощей да хлеба и выпила из каждого кубочка по капельке вина, - ей не хотелось выпить все из одного. А так как она очень устала, то попробовала лечь в постельку, но ни одна из них для нее не подходила: одна была слишком длинной, другая слишком короткой, но седьмая оказалась ей впору, легла она в нее и, отдавшись на милость Господню, уснула.
Когда уже совсем стемнело, пришли хозяева избушки, а были то семеро гномов, которые в горах добывали руду. Они зажгли семь своих лампочек, и когда в избушке стало светло, они заметили, что у них кто-то был, потому что не все оказалось в том порядке, в каком было раньше. И сказал первый гном:
- Кто это на моем стуле сидел?
Второй:
- Кто это из моей тарелочки ел?
Третий:
- Кто взял кусок моего хлебца?
Четвертый:
- Кто ел мои овощи?
Пятый:
- Кто моей вилочкой брал?
Шестой:
- Кто моим ножичком резал?
Седьмой спросил:
- Кто это пил из моего маленького кубка?
И оглянулся первый и увидал, что на его постельке маленькая складочка, и спросил:
- Кто это лежал на моей кроватке?
Тут сбежались и остальные и стали говорить:
- И в моей тоже кто-то лежал.
Глянул седьмой гном на свою постель, видит - лежит в ней Белоснежка и спит. Позвал он тогда остальных, прибежали они, стали кричать от удивления, принесли семь своих лампочек и осветили Белоснежку.
- Ах, Боже ты мой! Ох, Боже ты мой! - воскликнули они. - Какой, однако, красивый ребенок! - Они так обрадовались, что не стали ее будить и оставили ее спать в постельке. А седьмой гном проспал у каждого из своих товарищей по часу, - так вот и ночь прошла.
Наступило утро. Проснулась Белоснежка, увидела семь гномов и испугалась. Но были они с ней ласковы и спросили:
- Как тебя зовут?
- Зовут меня Белоснежка, - ответила она.
- Как ты попала в нашу избушку?
И рассказала она им о том, что мачеха хотела ее убить, но егерь сжалился над ней, и что бежала она целый день, пока, наконец, не нашла их избушку. Гномы спросили:
- Хочешь вести наше хозяйство, стряпать, постели взбивать, стирать, шить и вязать, все содержать в чистоте да порядке, - если согласна на это, можешь у нас остаться, и всего у тебя будет вдосталь.
- Хорошо, - сказала Белоснежка, - с большой охотой.
И осталась у них. Она содержала избушку в порядке, утром гномы уходили в горы искать руду и золото, а вечером возвращались домой, и она должна была к их приходу приготовить им еду. Целый день девочка оставалась одна, и потому добрые гномы ее предостерегали и говорили:
- Берегись своей мачехи: она скоро узнает, что ты здесь, смотри, никого не впускай в дом.
А королева, съев легкие и печень Белоснежки, стала снова считать, что она самая первая и самая красивая из всех женщин в стране. Она подошла к зеркалу и спросила:
Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей во всей стране?
И ответило зеркало:
Вы, королева, красивы собой,
Но Белоснежка там, за горами,
У гномов семи за стенами
В тысячу крат еще выше красой!
Испугалась тогда королева, - она ведь знала, что зеркало говорит правду, и поняла, что егерь ее обманул и что Белоснежка еще жива. И стала она снова думать да придумывать, как бы ее извести; не было ей от зависти покою, оттого что не она самая первая красавица в стране. И вот, наконец, она что-то надумала: накрасила себе лицо, переоделась старой торговкой, так что и узнать ее было нельзя. Направилась она через семь гор к семи гномам, постучала в дверь и говорит:
- Продаю товары хорошие! Продаю!
Глянула Белоснежка в окошко и говорит:
- Здравствуй, добрая женщина, что же ты продаешь?
- Хорошие товары, прекрасные товары, - ответила та, - шнурки разноцветные. - И достала королева один из шнурков, показала, и был он сплетен из пестрого шелка.
«Эту честную женщину можно и в дом пустить», - подумала Белоснежка, открыла дверной засов и купила себе красивый шнурок.
- Как тебе идет, девочка, - молвила старуха, - дай-ка я зашнурую тебя как следует.
Белоснежна, не ожидая ничего дурного, стала перед нею и дала затянуть на себе новые шнурки, и начала старуха шнуровать, да так быстро и так крепко, что Белоснежка задохнулась и упала мертвая наземь.
- Была ты самой красивой, - сказала королева и быстро исчезла.
Вскоре после того, к вечеру, вернулись семь гномов домой, и как испугались они, когда увидели, что их милая Белоснежка лежит на земле, не двинется, не шелохнется, точно мертвая! Подняли они ее и увидели, что она крепко-накрепко зашнурована, тогда разрезали они шнурки, и стала она понемногу дышать и постепенно пришла в себя. Когда гномы услыхали о том, что случилось, они сказали:
- Старая-то торговка была на самом деле злая королева, берегись, не впускай к себе никого, когда нас нет дома.
А злая женщина возвратилась домой, подошла к зеркалу и спросила:
Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей во всей стране?
И ответило ей зеркало, как прежде:
Вы, королева, красивы собой,
Но Белоснежка там, за горами,
У гномов семи за стенами
В тысячу крат еще выше красой!
Когда услыхала она такой ответ, вся кровь прилила у ней к сердцу, так она испугалась, - она поняла, что Белоснежка ожила снова.
- Ну, уж теперь, - сказала она, - я придумаю такое, что погубит тебя наверняка. - Зная ведьмино колдовство, приготовила она ядовитый гребень. Затем переоделась она и обернулась другою старухой. И отправилась за семь гор к семи гномам, постучалась в дверь и говорит:
- Продаю товары хорошие! Продаю!
Белоснежка выглянула в окошко и говорит:
- Проходи, проходи дальше, в дом пускать никого не велено!
- Поглядеть-то, пожалуй, можно, - молвила старуха, достала ядовитый гребень и, подняв его вверх, показала Белоснежке.
Он так понравился девочке, что она дала себя обмануть и открыла дверь. Они сошлись в цене, и старуха сказала: «Ну, а теперь дай-ка я тебя как следует причешу».
Бедная Белоснежка, ничего не подозревая, дала старухе себя причесать, но только та прикоснулась гребешком к волосам, как яд стал тотчас действовать, и девочка упала без чувств наземь.
- Ты, писаная красавица, - молвила злая женщина, - теперь-то уж пришел тебе конец. - Сказав это, она ушла.
Но, к счастью, дело было под вечер, и семь гномов вскоре вернулись домой. Заметив, что Белоснежка лежит на земле мертвая, они тотчас заподозрили в том мачеху, стали доискиваться, в чем дело, и нашли ядовитый гребень; и как только они его вытащили, Белоснежка снова пришла в себя и рассказала им обо всем, что случилось. И еще раз гномы ей сказали, чтоб была она настороже и дверь никому не открывала.
А королева возвратилась домой, села перед зеркалом и говорит:
Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей во всей стране?
И ответило зеркало, как прежде:
Вы, королева, красивы собой,
Но Белоснежка там, за горами,
У гномов семи за стенами
В тысячу крат еще выше красой!
Услыхала она, что говорит зеркало, и вся задрожала-затрепетала от гнева.
- Белоснежка должна погибнуть, - крикнула она, - даже если бы это мне самой стоило жизни!
И она отправилась в потайную комнату, куда никто никогда не входил, и приготовила там ядовитое-преядовитое яблоко. Было оно снаружи очень красивое, белое и румяное, и всякому, кто б увидел его, захотелось бы его съесть, но кто съел хотя бы кусочек его, тот непременно бы умер. Когда яблоко было готово, накрасила она себе лицо, переоделась крестьянкой и отправилась в путь-дорогу, - за семь гор к семи гномам. Она постучалась, Белоснежка высунула голову в окошко и говорит:
- Пускать никого не ведено, семь гномов мне это запретили.
- Да, это хорошо, - ответила крестьянка, - но куда же я дену свои яблоки? Хочешь, я подарю тебе одно из них?
- Нет, - сказала Белоснежка, - мне ничего не велено брать.
- Ты что ж это, яду боишься? - спросила старуха. - Погляди, я разрежу яблоко на две половинки, румяную съешь ты, а белую съем я.
А яблоко было сделано так хитро, что только румяная его половинка была отравленной. Захотелось Белоснежке отведать прекрасного яблока, и когда увидела она, что крестьянка его ест, то и она не удержалась, высунула из окошка руку и взяла отравленную половинку. Только откусила она кусок, как тотчас упала замертво наземь. Посмотрела на нее своими злыми глазами королева и, громко захохотав, сказала:
- Бела, как снег, румяна, как кровь, черноволоса, как черное дерево! Теперь твои гномы уж не разбудят тебя никогда.
Вернулась она домой и счала спрашивать у зеркала:
Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей во всей стране?
И ответило зеркало наконец:
Вы, королева, красивей во всей стране.
И успокоилось тогда ее завистливое сердце, насколько может подобное сердце найти себе покой.
Гномы, возвратясь вечером домой, нашли Белоснежку лежащей на земле, бездыханной и мертвой. Они подняли ее и стали искать яд: они расшнуровали ее, причесали ей волосы, обмыли ее водой и вином, но ничего не помогло, - милая девочка как была мертвой, так мертвой и осталась. Положили они ее в гроб, сели все семеро вокруг нее и стали ее оплакивать, и проплакали они так целых три дня. Затем решили они ее похоронить, но она выглядела точно живая - щеки у нее были красивые и румяные.
И сказали они:
- Как можно ее такую в сырую землю закопать?
И велели они сделать для нее стеклянный гроб, чтоб можно было ее видеть со всех сторон, и положили ее в тот гроб, и написали на нем золотыми буквами ее имя, и что была она королевской дочерью. И отнесли они гроб тот на гору, и всегда один из них оставался при ней на страже. И пришли также и птицы оплакивать Белоснежку: сначала сова, затем ворон и, наконец, голубок.
И вот долго-долго лежала в своем гробу Белоснежка, и казалось, что она спит, - была она бела, как снег, румяна, как кровь, и черноволоса, как черное дерево. Но случилось, что заехал однажды королевич в тот лес, и попал он в дом гномов, чтобы в нем переночевать. Увидел он на горе гроб, а в нем прекрасную Белоснежку, и прочел, что было написано на нем золотыми буквами. И сказал он тогда гномам:
- Отдайте вы мне этот гроб, а я дам вам за него все, что вы пожелаете.
Но ответили гномы:
- Мы не отдадим его даже за все золото в мире.
Тогда он сказал:
- Так подарите мне его. Я жить не могу, не видя Белоснежки.
Когда он это сказал, сжалились над ним добрые гномы и отдали ему гроб.
И велел королевич своим слугам нести его на плечах. Но случилось так, что споткнулись они о какой-то куст, и от сотрясения выпал кусок ядовитого яблока из горла Белоснежки. Тут открыла она глаза, подняла крышку гроба, а затем встала и сама.
- Ах, Господи, где же это я? - воскликнула она.
Королевич, исполненный радости, ответил:
- Ты у меня, - и поведал ей все, что произошло, и молвил:
- Ты мне милее всего на свете, пойдем вместе со мною в замок к моему отцу, и будешь ты моею женой.
Согласилась Белоснежка, и отпраздновали они пышную и великолепную свадьбу.
Но на праздник была приглашена и королева, мачеха Белоснежки. Нарядилась она в красивое платье, подошла к зеркалу и сказала:
Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей во всей стране?
И ответило зеркало:
Вы, госпожа королева, красивы собой,
Но королева младая в тысячу крат еще выше красой!
И вымолвила тогда злая женщина свое проклятье, и стало ей так страшно, так страшно, что не знала она, как ей с собой справиться. Сначала она решила совсем не идти на свадьбу, но не было ей покоя - хотелось ей пойти и посмотреть на молодую королеву. И вошла она во дворец, и узнала Белоснежку, и от страха и ужаса как стояла, так на месте и застыла.
Но были уже поставлены для нее на горящие угли железные туфли, и принесли их, держа щипцами, и поставили перед нею. И должна была она ступить ногами в докрасна раскаленные туфли и плясать в них до тех пор, пока, наконец, не упала она мертвая наземь.
-
1.2. Характеристика лексико-грамматической стороны речи дошкольников с дизартрией
Позднее начало речи, ограниченный речевой опыт, грубые дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению словаря и отклонениям в развитии грамматического строя речи. Большинство детей с расстройствами артикуляции имеют отклонения в словарном запасе, не знают обиходных слов, часто смешивают слова, ориентируясь на сходство по звуковому составу, ситуацию и т.п.
Под лексико-грамматической стороной речи понимается словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Словарный запас принято делить на два вида: активный и пассивный. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка. Пассивный словарь - слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет.
Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых ребенок догадывается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка - часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию.
В структуру лексического строя речи входит:
• номинативный словарь (существительных);
• предикативный (глагольный);
• атрибутивный словарь (прилагательных);
• словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д.).
А.Н. Леонтьев отмечает, что овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Ушакова О.С. отмечает следующее: «Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя… Подчеркивается, что неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет…».
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Как отмечают Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова: «При дизартрии нарушения лексико-грамматической стороны речи не являются ведущими. Однако поражение двигательных механизмов речи в доречевом периоде в сочетании с сенсорными расстройствами может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всех звеньев речевого развития ребенка с церебральным параличом».
При дизартрии в мозговой деятельности могут возникать специфические трудности в выделении существенных и торможении побочных связей, это сказывается на не полном развитии общей схемы высказывания, которые усиливаются за счет недостаточного подбора нужных лексических единиц.
Характерными для детей-дизартриков являются довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке, запас обиходных сведений и представлений. Например, дети знают и могут найти на картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, вагон; определить профессию (летчик, учитель, шофер и др.); понять действия лиц, изображенных на картинке; показать предметы, окрашенные в тот или иной цвет. Однако отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем.
Уровень освоения лексики зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается.
Для детей-дизартриков, характерно недостаточное владение грамматическими средствами языка.
Характерной особенностью речи детей с дизартрией является одновременное существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи: усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде (на основе механизмов имитации); овладение процессом расчленения слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которое осуществляется у детей с дизартрией более замедленными темпами.
Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская (1974) указывают, что уже на самых ранних этапах усвоения родного языка у детей с дизартрией обнаруживается острый дефицит в тех элементах языка, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений, что связано с дефектом функций общения и преобладанием механизма имитации услышанных слов.
При дизартрии морфологическое членение слов, или накопление специализированных форм обозначения с помощью грамматических элементов, чаще всего не имеет характера резкого скачка, как это наблюдается в норме. Явление употребления слов в нерасчлененном виде на морфологические элементы имеет ярко выраженный характер и может наблюдаться в течении многих лет жизни ребенка. Примечательно, что дети с дизартрией иногда используют в одном предложении до 3-5 и более аморфных неизменяемых слов-корней. Возраст, в котором дети начинают замечать «технику» оформления слов в предложениях, что связано с процессами членения (анализа) слов в языковом сознании ребенка, может быть самым различным; и в 3, и в 5, и в более поздний период.
По данным Е.М. Мастюковой и Н.В. Ипполитовой (1985), при дизартрии дети, не накопив необходимого набора словоизменительных элементов (в данном случае флексии) и не научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, как это наблюдается в норме, преждевременно обращаются к воспроизведению наиболее обособленного морфологического элемента – предлога. Они длительно не замечают, что предлог и флексия связаны отношениями симультантности и что их сочетание представляет собой определенное единство. Флексия и предлог выступают для ребенка в воспринимаемом или словесном материале в качестве переменных элементов, которые варьируются в различных комбинациях с лексической основой и поэтому не воспринимаются детьми. На месте предлогов часто произносятся гласные: «а», «у», «и». Использование указанных глазных на месте предлога может быть частично отменено произносительными возможностями детей, которые опускают согласный звук предлога и, сохраняют только его «вокальную» часть: «а» (вместо-на); «и» (вместо-из); «у» (вместо-в). Однако в большинстве случаев «вокальный» заменитель на месте предлога является неким аморфным предлогом, общим для многих предложных конструкций, в которых ребенок как бы оставляет, «резервирует» место для будущего вспомогательного слова-предлога; ему предстоит развиться из аморфного предлога-вокала: «акамани» (из кармана), «атуи» (на стуле).
Непосредственным результатом поражения артикуляционного аппарата являются трудности произношения, которые приводят к недостаточно четкому восприятию речи на слух. Общее речевое развитие детей с грубыми расстройствами артикуляции протекает своеобразно. Позднее начало речи, ограниченный речевой опыт, грубые дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению словаря и отклонениям в развитии грамматического строя речи. Большинство детей с расстройствами артикуляции имеют отклонения в словарном запасе, не знают обиходных слов, часто смешивают слова, ориентируясь на сходство по звуковому составу, ситуацию и т.п.
Многие слова употребляются неточно, вместо нужного названия ребенок использует то, которое обозначает сходный предмет (петля - дырка, ваза - кувшин, желудь - орех, гамак - сетка) или связано с данным словом ситуационно (рельсы - шпалы, наперсток - палец).
Характерными для детей-дизартриков являются довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке, запас обиходных сведений и представлений. Например, дети знают и могут найти на картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, вагон; определить профессию (летчик, учитель, шофер и др.); понять действия лиц, изображенных на картинке; показать предметы, окрашенные в тот или иной цвет. Однако отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем.
Уровень освоения лексики зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается. Для детей-дизартриков, как и вообще для детей с общим недоразвитием речи, характерно недостаточное владение грамматическими средствами языка.
Таким образом, на основании изученной литературы нами установлено, что дети-дизартрики сталкиваются с трудностями в овладении лексико-грамматическим строем речи (имеются сложности в накоплении словаря, использовании его, в образовании слов, построении правильных словосочетаний и предложений).
Формирование лексико-грамматического строя речи – это трудный и длительный процесс. В формировании данного процесса необходимы эффективные средства.
-
Гусли-самогуды
В тридевятом царстве жил-был крестьянин. У негобыл сын Иванушка. Как-то раз посадил крестьянинрепу. Выросло репы много, вся крупная, отборная.Только однажды вдруг приметил он, что в поле по-вадился кто-то репу дёргать. Стал крестьянин репусторожить, да так никого и не углядел. Тогда решилпослать в поле своего сына Иванушку.И вот заприметил там Иванушка маленького маль-чика. Нарыл мальчонка два мешка репы, взвалил себена спину и пошёл к лесу. Еле идёт, мешки тащит. ТутИванушка и появился. А мальчонка и говорит:— Сделай доброе дело, помоги мне репу до домадонести, дедушка тебя отблагодарит!Иванушка закинул мешки на спину, а сам думает:«Выслежу, куда нашу репу мальчик носит».А мальчик бежит рядом и говорит:— Есть у дедушки много серебра и золота. Только тыденег не бери, а пожелай подарочек — гусли-самогуды.Шли-шли, наконец дошли до избы, что посреди лесаодиноко стояла. А в избе сидит старик, да не простой,а с рогами. Поклонился Иванушка старику, отдалмешки с репой. Старик стал его благодарить да золото-серебро предлагать. Иванушка уж хотел золотые мо-неты взять, да тут вспомнил, что мальчик сказывал,и говорит:— Спасибо, добрый человек, за золото да серебро,а хочу я от тебя подарочек — гусли-самогуды.Старик так и охнул. Посмотрел сердито на Ивануш-ку, у того аж дух перехватило от страха, а мальчики говорит:— Дедушка, не сердись, отдай ему гусли-самогуды!— Не много ли просишь за два мешка репы? —спросил старик. — Да уж ладно, коли хочешь гусли-самогуды, так бери. Только вот наш уговор. Тебе гусли-самогуды, а мне подари то, что дома тебе дороже всего.Иванушка стал думать, что же ему дома дорожевсего — изба старая, богатства никакого нет, сталобыть и терять нечего.— Так и быть, согласен на уговор, — кивнул Ива-нушка.Вернулся домой, смотрит, а отец его умер. Делатьнечего. Похоронил он батюшку, погоревал и решилидти по свету странствовать — счастья искать.Как-то раз пришёл в большой город. Посреди городадворец царский стоит, а рядом на лугу царские свинкипаслись. Купил Иванушка свинок и стал их сам пасти.Играет он на гуслях-самогудах, а свинки пляшут.Увидела однажды это царевна и послала служанкукупить такую свинку. А Иванушка ей и говорит:— Эти свинки не продаются, а только в дар даются.А ежели царевна хочет такую свинку, пусть самапридёт — мы и столкуемся.Пришлось царевне самой идти к Иванушке.— Подари мне одну свинку, — говорит царевна.— Чего ж не подарить, — отвечает Иванушка, —ты мне только за это свою ножку покажи.Оглянулась царевна вокруг, приподняла платьеи показала ножку в атласной туфельке. ПриметилИванушка у царевны маленькую родинку на левой ноге.Отдал царевне свинку.Привела царевна свинку во дворец, стали музы-канты играть, а только свинка не танцует.Вскоре решил царь выдать царевну замуж.Повелел со всего царства собрать вельмож, бояр,купцов. Из других государств королевичи и ры-цари пожаловали. Собрал царь всех и говорит:— Отдам дочку за того, кто её приметы угадает!Стали все думать да никто угадать не может.В последний день пришёл к царю Иванушка:— Знаю я, царь-государь, что у царевны на левойноге маленькая родинка есть!— Верно говоришь, молодец! — отвечает царь. —Значит и быть тебе царевне мужем.В тот же день свадьбу справили.