Популярные Статьи

  • Двенадцать месяцев

    В небольшой деревушке жили-были мать и две
    дочери. Одна дочка была у матери родная и звали
    её Анна, а вторая дочка была приёмная и звали
    её Мария. Родную дочку мать очень любила, а
    приёмную терпеть не могла, и держала дома как
    служанку.
    Марии приходилось делать всю работу по дому:
    она и корову доила, траву косила, в огороде рабо-
    тала, шерсть пряла, шила. Ни минуты свободной
    у неё не было. Вставала девушка до зари, чтобы
    успеть всю работу переделать, а спать ложилась
    глубокой ночью, да только никак не могла мачехе
    угодить — мачеха была всегда сердита.
    Не догадывалась Мария, что мачеха сердится на
    неё из-за её красоты. С каждым днём девушка рас-
    цветала и становилась красивее. Её сестра Анна
    была напротив очень ленивой и заносчивой. Всё
    время она наряжалась и красовалась перед зерка-
    лом, да только становилась от этого безобразнее
    и уродливее.

    Как-то раз столковались мать и дочь извести
    Марию и придумали послать её посреди зимы в лес
    за подснежниками. Бедная Мария расплакалась,
    а делать нечего, пришлось идти в тёмный лес.
    В лесу холодно, снегу по колено, идти ей трудно,
    а уж о подснежниках и подумать невозможно! Шла
    Мария долго по лесу, как вдруг увидела огонёк.
    Пошла она к огоньку и через некоторое время
    вышла на поляну. Посреди поляны горел костёр,
    а вокруг костра сидели двенадцать братьев: стар-
    ший из них был с длинными седыми волосами и
    бородой и держал волшебный посох, а самый млад-
    ший был почти ровесник Марии — красивый юно-
    ша. Это были двенадцать месяцев.
    Подошла Мария к огню поближе, поздоровалась
    с братьями и говорит:
    — Милые люди, разрешите мне у вашего костра
    погреться?
    Старший брат — это был Январь — разрешил
    девушке погреться и спрашивает:
    — Как ты оказалась в лесу в такое время? Что
    тебя к нам привело?
    — Сестра и мачеха послали меня в лес за под-
    снежниками, да где же зимой я их найду? — объяс-
    нила Мария, — а если не принесу им цветов, то они
    меня убьют.

    Нахмурился Январь, встал и обратился к брату
    Марту:
    — Садись на моё место, Март, надо помочь
    девушке.
    Март сел на место Января, взмахнул волшебным
    посохом — снег растаял, а поляна покрылась рас-
    пустившимися подснежниками.
    Собрала Мария цветы, поблагодарила братьев
    месяцев и вернулась домой.
    Мачеха и сестра очень удивились, что Мария
    вернулась живой из лесу, да ещё с цветами.
    Через пару дней мачеха приказала Марии при-
    нести из лесу земляники.
    Пришла девушка к братьям-месяцам, расска-
    зала им про ягоды. Брат Январь попросил брата
    Июня помочь Марии. Сел Июнь на место Янва-
    ря, взмахнул посохом и наступило лето. Набрала
    Мария полную корзину земляники, поблагодарила
    братьев-месяцев и вернулась домой.

    Через день послали бедную девушку в лес за
    яблоками.
    Ничего не оставалось Марии делать, как искать
    помощи у братьевмесяцев. Уступил Январь своё
    место Сентябрю. Взмахнул посохом Сентябрь и
    наступила осень. Отыскала среди деревьев Мария
    дикую яблоньку и на самой верхушке увидела два
    красных яблока. Поблагодарила Мария братьев-
    месяцев и принесла яблоки домой.
    — А где остальные яблоки? Почему ты так мало
    принесла? — напустилась на Марию сестра. — Луч-
    ше я сама пойду за яблоками.
    Схватила Анна сумку, повязалась тёплым плат-
    ком и отправилась в лес. Долго блуждала она, пока
    не увидела огонёк и не вышла на поляну, где сиде-
    ли двенадцать месяцев. Подошла она к костру, но
    даже поздороваться забыла. Январь рассержено
    спросил:
    — Откуда ты взялась? Что ты хочешь у нас?
    — Заткнись, противный старикашка! — отве-
    тила Анна, лучше скажи, где тут вкусные яблоки
    растут!
    — На горе растут яблоки! — ответил Январь,
    взмахнул посохом, и тотчас повалил снег. Небо за-
    волокло тучами, подул сильный ветер. Не смогла
    Анна и шагу ступить, как упала в сугроб, и засы-
    пало её снегом.

    На следующее утро пошла мать искать дочку,
    ходила-ходила, заблудилась в лесу и замёрзла.
    Мария обед приготовила, убрала всё, стала маче-
    ху и сестру ждать. Прождала она день, другой,
    но так они и не вернулись. Обе сгинули в лесу.
    Весной же появился в деревне молодой парень,
    собой хорош, по характеру добрый, трудолюбивый.
    Полюбил он Марию, а Мария его. Свадьбу справили
    и стали жить-поживать, горя не знать.
     

    Подробнее
  • 2.1. Организация и методика исследования

    Изучив проблему и проанализировав научно-педагогическую литературу по данному вопросу, сформулирована цель констатирующего эксперимента: исследование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с дизартрией. 

    Перед преступлением к исследованию были изучены документация логопеда, речевые карты и результаты психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). На основании данной документации нами была отобрана и составлена группа детей в количестве 10 человек (дети 5-6 лет с дизартрией), необходимая для исследования.  

    Для обследования детей была разработана методика исследования лексико-грамматического строя речи детей с дизартрией. В основе методики использован материал «Технологии обследования речи» Н.М. Трубниковой. Также к разработанной методике подобран наглядный материал. 

    Целью исследования является определение уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: 

    • Изучение активный словарный запас детей: выявление номинативного словаря (существительных), предикативного (глагольный), атрибутивного словарь (прилагательных); установление знаний о временах года и их признаков; проверка навыков образования антонимов и синонимов; выявление навыка образования однокоренных слов. 
    • Изучение грамматического строя речи детей: выявление умения составлять предложения по сюжетной и серии сюжетных картинок; проверить умение составлять предложения с использованием опорных слов и набора слов; умение правильно употреблять предлоги в предложениях; определить умение пересказывать, придумывать самостоятельно грамматически правильный текст; выявление навыка словоизменения и словообразования. 
     

    Количественная оценка результатов исследования выражается в баллах (критерии отражены в методике). Обследование включает следующие разделы: изучение словарного запаса и грамматический строй речи. 

    Для изучения активного словарного запаса использовались следующие задания:  

    Задание №1 Обследование слов, обозначающих предметы: 

    А) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках; 

    Б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда; 

    В) название предмета по его описанию; 

    Г) назвать детенышей; 

    Д) нахождение общих названий; 

    Е) называние обобщенных слов по группе однородных предметов. 

    Задание №2 Названия признаков предметов. 

    А) подобрать нужный признак по аналогии; 

    Б) подобрать признаки к предметам. 

    Задание №3 Названия действий людей и животных. 

    А) назвать действия людей разных профессий; 

    Б) кто как передвигаются животные; 

    В) кто как кричит; 

    Г) назвать обиходные действия. 

    Задание №4 Название времена года, их последовательность и признаки. 

    Задание №5 Подбор слов с противоположными значениями. 

    Задание №6 Подбор синонимов к словам. 

    Задание №7. Подбор однокоренных слов. 

    По итогам выполнения задания выявляется, активный словарный запас соответствует возрасту или ограничен. Также определяется уровень развития словарного запаса: 26 – 32 баллов – высокий уровень; 19 – 26 баллов – средний уровень; менее 19 баллов – низкий уровень. 

    Для изучения грамматического строя речи используются следующие задания: 

    Задание №1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. 

    Задание №2. Составление предложений по опорным словам. 

    Задание  №3.  Составить предложения по отдельным словам, расположенным в беспорядке. 

    Задание №4. Постановка недостающего предлога в предложении. 

    Задание №5. Пересказ текста после прослушивания. 

    А) знакомый текст; 

    Б) незнакомый текст. 

    Задание №6. Рассказать из собственного опыта (о любимой игрушке). 

    Задание №7. Словоизменение. 

    А) Употребление существительных единственного и множественного числа в различных падежах; 

    Б) Образование форм родительного падежа множественного числа существительных; 

    В) Преобразование единственного числа имен существительных в множественное число; 

    Г) Употребление предлогов. 

    Задание №8 словообразование. 

    А) Образование уменьшительной формы существительного; 

    Б) Образование прилагательных от существительных; 

    В) Образование сложных слов. 

    На основании проделанного обследования грамматического строя речи устанавливается: имеются нарушения согласования и управления (аграмматизмы). Также выявляется уровень развития грамматического строя речи: 22 –28 баллов – высокий уровень; 16 – 22 баллов – средний уровень; менее 16 баллов – низкий уровень. 

    На основании суммирования баллов, полученных при обследовании словарного запаса и грамматического строя речи уточняется уровень развития лексико-грамматического строя речи ребенка: 48 60 баллов – высокий уровень; 3648 баллов – средний уровень; менее 36 баллов низкий уровень.

    Подробнее
  • Волшебный конь

    Жили-были старик со старухой, а детей у них не
    было. Стали они тогда у Бога просить милости,
    чтобы на старости лет им ребеночка послал. Вскоре
    родился у них сын. Назвали его Иваном. Крёстным
    у него был сам царь.
    Стал Иван расти не по дням, а по часам. Через
    десять лет вырос Иван в красивого молодца. Царь
    решил на крестника посмотреть и послал приказ,
    чтобы тот приехал к нему во дворец.
    Послал старик Ивана на рынок коня купить.
    По дороге повстречал Иван старенького дедушку,
    рассказал ему куда путь держит.
    Тогда дедушка и говорит:
    — Слушай, Иван, да делай, как велю. На рынке
    продают очень худого, страшненького коня. Ты его
    сразу приметишь. Купи его и паси неделю с утра,
    а неделю вечером.
    Так Иван и сделал. Стал конь красавцем.

    Когда пришло время ехать, оседлал Иван коня и
    поехал в город к царю. Царь его принял, взял на
    службу, пожаловал офицерский чин. Стал Иван
    служить царю верою и правдою. Да и царь полюбил
    Ивана всей душой.
    Стало царским министрам завидно и сговори-
    лись они против Ивана. Пришли к царю и говорят:
    — Хвастает Иван, что в одном королевстве сто-
    ит мраморный дворец, и живёт в нём прекрасная
    королевна Елена. И может Иван её замуж взять.
    Приказал царь позвать крестника.
    — Решил я отправить тебя за королевной Еленой.
    Опечалился Иван и пошёл к своему коню. А конь
    вдруг молвит человеческим голосом:
    — Не печалься, добудем мы королевну.
    На следующее утро Иван отправился в путь.
    Наконец добрались они до мраморного дворца.
    Тут конь Ивану и говорит:
    — Превращусь я в орла и перенесу тебя в спальню
    к Елене. Пока она спит, возьми её на руки и уходи.
    Так и сделали. А Иван как увидел королевну, не
    удержался и поцеловал её. Проснулась королевна,
    позвала стражу. Стражники схватили Ивана и
    посадили в сырую темницу. Тогда конь оборотился
    птичкой, прилетел к Ивану и говорит:
    — Завтра будь начеку. Утром выломаю я дверь
    и освобожу тебя, а ты спрячься в саду и жди.
    Обернусь я нищенкой, и как королевна выйдет,
    буду просить у неё милостыни. А ты не зевай, бери
    Елену на руки, я сразу в орла превращусь и за
    ограду вас перенесу. 

    Так всё и вышло. За оградой орёл превратился в
    богатырского коня, и поехали они домой.
    По дороге повстречались им два великана. Стоят
    и колотят друг друга.
    — Что случилось у вас? — спрашивает их Иван.
    Великаны ему отвечают:
    — Мы никак наследство поделить не можем. Эти
    посох и метла не простые. Метлой взмахнёшь —
    город появится, а два раза взмахнёшь — деревни
    вокруг города окажутся. А посох любое вражье
    войско побьёт, а кого не убьёт, того в плен возьмёт.
    — А хотите, я вас разделю? — говорит Иван.
    — Раздели нас, добрый человек.
    Набрал Иван песка в две руки. Одну горсть кинул
    направо, другую налево, и говорит:
    — Идите песок собирать. У кого больше будет,
    тому всё наследство и достанется.
    Бросились великаны в разные стороны песок
    собирать, а Иван схватил метлу и посох и ускакал.
    Подъезжает к стольному граду, видит, вокруг
    несметное вражье войско стоит, угрожает царя в
    плен взять.
    Тут Иван вынул посох да как начал вражье
    войско бить... Кто живым остался, всех в плен
    захватил и ко дворцу приволок. Потом метлой
    взмахнул — город восстановил, два раза взмах-
    нул — деревни новые появились.
    Царь Ивану обрадовался, за заслуги пожаловал
    ему генеральский чин. В этот же вечер и свадьбу
    сыграли. Стала королевна Елена женой Ивана.
    Зажили все счастливо и богато.

    Подробнее
  • Горячий камень

    I
    Жил на селе одинокий старик. Был он
    слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сто-
    рожил от мальчишек колхозный сад и тем
    зарабатывал свой хлеб.
    Он пришёл на село давно, издалека, но
    люди сразу поняли, что этот человек немало
    хватил горя. Был он хром, не по годам сед.
    От щеки его через губы пролёг кривой рва-
    ный шрам. И поэтому, даже когда он улыбал-
    ся, лицо его казалось печальным и суровым.
    II
    Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез
    в колхозный сад, чтобы набрать там яблок
    и  тайно насытиться ими до отвала. Но, за-
    цепив штаниной за гвоздь ограды, он свалил-
    ся в  колючий крыжовник, оцарапался, взвыл
    и  тут же был сторожем схвачен.
    Конечно, старик мог бы стегануть Иваш-
    ку крапивой или, что ещё хуже, отвести его
    в  школу и рассказать там, как было дело.
    Но старик сжалился над Ивашкой. Руки
    у  Ивашки были в ссадинах, позади, как ове-
    чий хвост, висел клок от штанины, а по крас-
    ным щекам текли слёзы.
    Молча вывел старик через калитку и отпус-
    тил перепуганного Ивашку восвояси, так и не
    дав ему ни одного тычка и даже не сказав
    вдогонку ни одного слова.

    III
    От стыда и горя Ивашка забрёл в лес,
    заблудился и попал на болото. Наконец он
    устал. Опустился на торчавший из мха голу-
    бой камень, но тотчас же с воплем подско-
    чил, так как ему показалось, что он сел на
    лесную пчелу и она его через дыру штанов
    больно ужалила.
    Однако никакой пчелы на камне не было.
    Этот камень был, как уголь, горячий, и на
    плоской поверхности его проступали закрытые
    глиной буквы.
    Ясно, что камень был волшебный! — это
    Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак
    и  торопливо начал оббивать каблуком с  надпи-
    сей глину, чтобы поскорее узнать: что с  этого
    камня может он взять для себя пользы и толку.
    И вот он прочёл такую надпись:
    КТО СНЕСЁТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ
    И ТАМ РАЗОБЬЁТ ЕГО НА ЧАСТИ,
    ТОТ ВЕРНЁТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ
    И НАЧНЁТ ЖИТЬ СНАЧАЛА

    Ниже стояла печать, но не простая, круг лая,
    как в  сельсовете, и не такая, треугольником,
    как на талонах в кооперативе, а  похитрее:
    два креста, три хвоста, дырка с палочкой
    и  четыре запятые.
    Тут Ивашка Кудряшкин огорчился. Ему было
    всего восемь лет — девятый. И жить начинать
    сначала, то есть опять на второй год оставать-
    ся в первом классе, ему не хотелось вовсе.
    Вот если бы через этот камень, не уча за-
    данных в  школе уроков, можно было из пер-
    вого класса перескакивать сразу в третий —
    это другое дело!
    Но всем и давно уже известно, что такого
    могущества даже у самых волшебных камней
    никогда не бывает.

    IV
    Проходя мимо сада, опечаленный Ивашка
    опять увидел старика, который, кашляя, час-
    то останавливаясь и передыхая, нёс ведро
    извёстки, а на плече держал палку с  мочаль-
    ной кистью.
    Тогда Ивашка, который был по натуре маль-
    чиком добрым, подумал: «Вот идёт человек, ко-
    торый очень свободно мог хлестнуть меня кра-
    пивой. Но он пожалел меня. Дай-ка теперь я
    его пожалею и верну ему молодость, чтобы он
    не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко».
    Вот с какими хорошими мыслями подошёл
    к старику благородный Ивашка и прямо объ-
    яснил ему, в чём дело. Старик сурово побла-
    годарил Ивашку, но уйти с караула на болото
    отказался, потому что были ещё на свете та-
    кие люди, которые очень просто могли бы за
    это время колхозный сад от фруктов очистить.
    И старик приказал Ивашке, чтобы тот сам
    выволок камень из болота в гору. А он по-
    том придёт туда ненадолго и чем-нибудь ско-
    ренько по камню стукнет.
    Очень огорчил Ивашку такой поворот дела.
    Но рассердить старика отказом он не ре-
    шился. На следующее утро, захватив крепкий
    мешок и холщовые рукавицы, чтобы не обжечь
    о камень руки, отправился Ивашка на болото.

    V
    Измазавшись грязью и глиной, с трудом
    вытянул Ивашка камень из болота и, высунув
    язык, лёг у подножия горы на сухую траву.
    «Вот! — думал он. — Теперь вкачу я  ка-
    мень на гору, придёт хромой старик, разобьёт
    камень, помолодеет и начнёт жить сначала.
    Люди говорят, что хватил он немало горя.
    Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой
    жизни, конечно, никогда не видел. А другие
    люди её видели». На  что он, Ивашка, молод,
    а  и  то уже три раза он такую жизнь видел.
    Это  — когда он опаздывал на урок и  совсем
    незнакомый шофёр подвёз его на блестящей
    легковой машине от конюшни колхозной до
    самой школы. Это — когда весной голыми
    руками он поймал в канаве большую щуку.
    И,  наконец, когда дядя Митрофан взял его
    с  собой в  город на весёлый праздник Пер-
    вое  мая.
    «Так пусть же и несчастный старик хоро-
    шую жизнь увидит», — великодушно решил
    Ивашка.
    Он встал и терпеливо потянул камень в  гору.

    VI
    И вот перед закатом к измученному и  про-
    дрогшему Ивашке, который, съёжившись, су-
    шил грязную, промокшую одежду возле горя-
    чего камня, пришёл на гору старик.
    — Что же ты, дедушка, не принёс ни мо-
    лотка, ни топора, ни лома? — вскричал удив-
    лённый Ивашка. — Или ты надеешься разбить
    камень рукою?
    — Нет, Ивашка, — отвечал старик, — я  не
    надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду
    разбивать камень, потому что я не хочу на-
    чинать жить сначала.
    Тут старик подошёл к изумлённому Ивашке,
    погладил его по голове. Ивашка почувствовал,
    что тяжёлая ладонь старика вздрагивает.

    — Ты, конечно, думал, что я стар, хром,
    уродлив и несчастен, — говорил старик Иваш-
    ке. — А на самом деле я самый счастливый
    человек на свете.
    Ударом бревна мне переломило ногу, —
    но  это тогда, когда мы — ещё неумело —
    валили заборы и строили баррикады, под-
    нимали восстание против царя, которого ты
    видел только на картинке.
    Мне вышибли зубы, — но это тогда, когда,
    брошенные в тюрьмы, мы дружно пели рево-
    люционные песни. Шашкой в бою мне рас-
    секли лицо, — но это тогда, когда первые
    народные полки уже били и громили белую
    вражескую армию.
    На соломе, в низком холодном бараке ме-
    тался я в бреду, больной тифом. И  грозней
    смерти звучали надо мной слова о том, что
    наша страна в кольце и вражья сила нас одо-
    левает. Но, очнувшись вместе с первым лучом
    вновь сверкнувшего солнца, узна вал я, что
    враг опять разбит и что мы опять наступаем.
    И, счастливые, с койки на койку протяги-
    вали мы друг другу костлявые руки и  робко
    мечтали тогда о том, что пусть хоть не при
    нас, а после нас наша страна будет такой вот,
    как она сейчас, — могучей и  великой. Это  ли
    ещё, глупый Ивашка, не счастье?! И  на что
    мне иная жизнь? Другая молодость? Когда
    и  моя прошла трудно, но ясно и честно!
    Тут старик замолчал, достал трубку и за-
    курил.
    — Да, дедушка! — тихо сказал тогда Иваш-
    ка. — Но раз так, то зачем же я  старался
    и  тащил этот камень в гору, когда он очень
    спокойно мог бы лежать на своём болоте?
    — Пусть лежит на виду, — сказал ста-
    рик,  — и ты посмотришь, Ивашка, что из
    этого будет.

    VII
    С тех пор прошло много лет, но камень
    тот так и лежит на той горе неразбитым.
    И много около него народу побывало. По-
    дойдут, посмотрят, подумают, качнут головой
    и идут восвояси.
    Был на той горе и я однажды. Что-то
    у  меня была неспокойна совесть, плохое на-
    строение. «А что, — думаю,  — дай-ка я по
    камню стукну и начну жить сначала!»
    Однако постоял-постоял и вовремя одумался.
    «Э-э! — думаю, скажут, увидав меня помо-
    лодевшим, соседи. — Вот идёт молодой дурак!
    Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так,
    как надо, не разглядел своего счастья и те-
    перь хочет то же начинать сначала».
    Скрутил я тогда табачную цигарку. При-
    курил, чтобы не тратить спичек, от горячего
    камня. И пошёл прочь — своей дорогой.

    Подробнее
  • Случай с Евсейкой

    Однажды маленький мальчик Евсейка, —
    очень хороший человек! — сидя на берегу
    моря, удил рыбу. Это очень скучное дело,
    если рыба, капризничая, не клюёт. А день
    был жаркий: стал Евсейка со  скуки дремать
    и  — бултых! — свалился в воду.
    Свалился, но ничего, не испугался и плы-
    вёт тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг
    морского  дна.
    Сел на камень, мягко покрытый рыжими во-
    дорослями, смотрит вокруг — очень хорошо!
    Ползёт, не торопясь, алая морская звезда,
    солидно ходят по камням усатые лангусты,
    боком-боком двигается краб; везде на кам-
    нях, точно крупные вишни, рассеяны актинии,
    и всюду множество всяких любопытных штук:
    вот цветут-качаются морские лилии, мелькают,
    точно мухи, быстрые креветки, вот тащится
    морская черепаха, и  над её тяжёлым щитом
    играют две маленькие зелёные рыбёшки, со-
    всем как бабочки в  воздухе, и вот по белым
    камням везёт свою раковину рак-отшельник.
    Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:
    Дом, — не тележка у дядюшки Якова...

    И вдруг слышит: над головою у него точно
    кларнет запищал:
    – Вы кто такой?
    Смотрит – над головою у него огромней-
    шая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучи-
    ла глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается,
    точно её уже зажарили и она лежит на блю-
    де среди стола.
    – Это вы говорите? — спросил Евсейка.
    – Я-а...
    Удивился Евсейка и сердито спрашивает:
    – Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!
    А сам думает: «Вот так раз! Немецкий
    я  вовсе не  понимаю, а рыбий язык сразу по-
    нял! Ух, какой молодчина!»
    И, приосанясь, оглядывается: плавает во-
    круг него разноцветная игривая рыбёшка —
    и  смеётся, разговаривает:
    – Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два
    хвоста!
    – Чешуи — нет, фи!
    – И плавников только два!
    Некоторые, побойчее, подплывают прямо
    к  носу и дразнятся:
    – Хорош-хорош!
    Евсейка обиделся: «Вот нахалки! Будто не
    понимают, что перед ними настоящий чело-
    век...»

    И хочет поймать их, а они, уплывая из-под
    рук, резвятся, толкают друг друга носами
    в  бока и поют хором, дразня большого рака:
    Под камнями рак живёт,
    Рыбий хвостик рак жуёт.
    Рыбий хвостик очень сух,
    Рак не знает вкуса мух.
    А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытя-
    гивая клешни:
    – Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то!
    «Серьёзный какой», — подумал Евсейка.
    Большая же рыба пристаёт к нему:
    – Откуда это вы взяли, что все рыбы —
    немые?
    – Папа сказал.
    – Что такое — папа?
    – Так себе... Вроде меня, только — по-
    больше, и  усы у него. Если не сердится,
    то  очень милый...
    – А он рыбу ест?
    Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что  ест!
    Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мут-
    но-зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как
    медный поднос; подумал мальчик и сказал
    неправду:
    – Нет, он не ест рыбы, костлявая очень...
    – Однако — какое невежество! — обижен-
    но вскричала рыба. — Не все же мы костля-
    вые! Например — моё семейство...

    «Надо переменить разговор», — сообразил
    Евсей и вежливо спрашивает:
    – Вы бывали у нас наверху?
    – Очень нужно! — сердито фыркнула ры-
    ба.  — Там дышать нечем...
    – Зато — мухи какие...
    Рыба оплыла вокруг него, остановилась
    прямо против носа, да вдруг и говорит:
    – Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?
    «Ну начинается! — подумал Евсейка. — Съест
    она меня, дура!..»
    И, будто бы беззаботно, ответил:
    – Так себе, гуляю...
    – Гм? — снова фыркнула рыба. — А  мо-
    жет быть, вы  – уже утопленник?
    – Вот ещё! — обиженно крикнул мальчик.  —
    Нисколько даже. Я вот сейчас встану и...

    Попробовал встать, а не может, точно его
    тяжёлым одеялом окутали — ни поворотить-
    ся, ни пошевелиться!
    «Сейчас я начну плакать», — подумал он,
    но тотчас же сообразил, что, плачь не плачь,
    в воде слёз не видно, и решил, что не сто-
    ит плакать, — может быть, как-нибудь ина-
    че удастся вывернуться из этой неприятной
    ис тории.
    А вокруг — господи! — собралось разных
    морских жителей — числа нет!
    На ногу взбирается голотурия, похожая на
    плохо нарисованного поросёнка, и шипит:
    – Желаю с вами познакомиться поближе...
    Дрожит перед носом морской пузырь, дует-
    ся, пыхтит, — укоряет Евсейку:
    – Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни мол-
    люск, ай-я-яй!
    – Погодите, я, может, ещё авиатором
    буду,  — говорит ему Евсей, а на колени его
    влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках,
    вежливо спрашивает:
    – Позвольте узнать, который час?

    Проплыла мимо сепия, совсем как мок рый
    носовой платок: везде мелькают сифонофо-
    ры, точно стеклянные шарики, одно ухо ще-
    кочет креветка, другое — тоже щупает кто-
    то любопытный, даже по голове путешествуют
    маленькие рачки, — запутались в волосах
    и  дёргают их.
    «Ой, ой, ой!» — воскликнул про себя Ев-
    сейка, стараясь смотреть на всё беззаботно
    и  ласково, как папа, когда он виноват, а ма-
    маша сердится на него.
    А вокруг в воде повисли рыбы — множе-
    ство! — поводят тихонько плавниками и,  вы-
    таращив на мальчика круглые глаза, скучные,
    как алгебра, бормочут:
    Как он может жить на свете
    без усов и чешуи?
    Мы бы, рыбы, не могли бы
    раздвоить хвосты свои!
    Не похож он ни на рака, ни на нас —
    весьма во многом!
    Не родня ли это чудо
    безобразным осьминогам?

    «Дуры! — обиженно думает Евсейка. —
    У  меня по русскому языку в прошлом году
    две четвёрки было...»
    И делает такой вид, будто он ничего не
    слышит, даже хотел беззаботно посвистеть,  —
    но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот,
    точно пробка.
    А болтливая рыба всё спрашивает его:
    – Нравится вам у нас?
    – Нет... то есть — да, нравится!.. У меня
    дома... тоже очень хорошо, — ответил Евсей
    и снова испугался:
    «Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рас-
    сердится, и начнут они меня есть...»
    Но вслух говорит:
    – Давайте как-нибудь играть, а то мне скучно...

    Это очень понравилось болтливой рыбе,
    она засмеялась, открыв круглый рот так, что
    стали видны розовые жабры, виляет хвостом,
    блестит острыми зубами и старушечьим голо-
    сом кричит:
    – Это хорошо — поиграть! Это очень хо-
    рошо — поиграть!
    – Поплывёмте наверх! — предложил Евсей.
    – Зачем? — спросила рыба.
    – А вниз уже нельзя ведь! И там, на-
    верху,  — мухи.
    – Мух-хи! Вы их любите?
    Евсей любил только маму, папу и мороже-
    ное, но  ответил:
    – Да...
    – Ну что ж? Поплывём! — сказала рыба,
    перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас
    цап её за жабры и кричит:
    – Я — готов!
    – Стойте! Вы, чудище, слишком засунули
    свои лапы в жабры мне...
    – Ничего!
    – Как это — ничего? Порядочная рыба не
    может жить не дыша.
    – Господи! — вскричал мальчик. — Ну что
    вы спорите всё? Играть так играть...
    А сам думает: «Лишь бы только она меня
    немножко подтащила наверх, а там уже я  вы-
    нырну».

    Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во
    всю мочь:
    Плавниками трепеща,
    И зубаста да тоща,
    Пищи на обед ища,
    Ходит щука вкруг леща!
     
    Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут:
    Вот так штука!
    Тщетно тщится щука
    Ущемить леща!
    Вот так это — штука!
     
    Плыли, плыли, чем выше — тем всё быст-
    рее и легче, и вдруг Евсейка почувствовал,
    что голова его выскочила на воздух.
    – Ой!
    Смотрит — ясный день, солнце играет на
    воде, зелёная вода заплёскивает на берег, шу-
    мит, поёт. Евсейкино удилище плавает в  море,
    далеко от берега, а сам он сидит на том же
    камне, с которого свалился, и  уже весь сухой!
    – Ух! — сказал он, улыбаясь солнцу. —
    Вот я и вынырнул.

    Подробнее

Последние статьи

Популярные